Деятельность Пашкова в селе Астраханке Таврической губернии

Период: 1851-1893
Архив, источник: Ф 118, оп.1, д.1712, ЦГАР, Крым
Аннотация документа: О появлении среди молокан с. Астраханки баптистов.
Хронология 1882 г.
Место составления документа г. Симферополь
География событий с. Астраханка, Ново-Васильевка
Конфессия: баптизм из молокан; Пашковство; молоканский донской толк
Персоналии Пашков, Захаров
Особые пометки: Место ведения служения у молокан. Переход из молоканства вбаптизм, пропаганда баптизма
Исследователь Кириченко Т.Н. февраль 1995 г., г. Симферополь

Содержание документа

Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Гермогену,
Епископу Таврическому и Симферопольскому
Таврической Духовной Консистории

Доклад

Священник Свято-Троицкой Церкви, села Ново-Васильевки молоканской, в Бердянском уезде, Александр Ильчевич, рапортом от 19 мая сего года за N 55 донес Консистории, что от 16 декабря прошлого года за N 148, он доносил Его Высокопреосвященству, блаженной Архиепоскопу Гурию - о появлении среди молокан в Астраханке и Ново-Васильевке баптистов с пропагандою своих религиозных убеждений. 28 того же декабря, он телеграфировал о появлении новых пропагандистов от 26 января текущего года за N 444. Его Высокопреосвященство писал ему между прочим, следующее: "против этих бесед (лжеучителей) принимать какие либо внешние, полицейские меры я не вижу надобности. Чем сильнее горит, тем скорее сгорит и погаснет".

Ныне священник Ильчевич пишет: Гореть сильнее едва ли может, как в настоящее время горит... кроме баптистов, со времени их появления, до настоящего времени не переставших учить молокан в домах и собраниях, прибыл из с. Петербурга последователь Редстока - Пашков. Третьего дня он проповедовал в Астраханке, вчера в Ново-Васильевке, сего дня уехал в Новосспаское. Проповедует среди двора, на возвышенном месте, под открытым небом.

Слушают его жадно; слушают конечно и православные. Последствия проповеди непризнанных учителей в Ново-Васильевке и Астраханке таковы: донской толк распался на 3 части: одна часть осталась верною себе, другая пристала к баптистам, а третья - к Пашкову. Зиновий Захаров сделался последователем Пашкова. Также разложились Тамбовский и Владимирский толки. На вопрос молокан: "что это значит, что мы не можем прийти к единству?" Пашков принаивно отвечал: "а так и должно быть". Господь хранит православных, но опасность велика: у молокан находится множество рабочих, они редко бывают в церкви и не могут слышать разъяснений и предостережений, предлагаемых народу.

В виду чрезвычайного религиозного возбуждения между молоканами, в виду того, что и скопчество опять поднимает голову, он Ильчевич убедительно просил покойного Архипастыря командировать миссионера для Бердянского уезда, но Священный Гурий отклонил его представление. В настоящее время Ильчевич снова дать имеет Консистории, что наступила пора, когда святая Церковь наша должна пожалеть заблудившихся и сознавших свое бедственное положение людей и дать им нарочитого, неотступного проповедника истины - в лице человека с призванием и притом светского которому они скорее готовы довериться, чем духовнику.

Таврическая Духовная Консистория одновременно этим предписав священнику Александру Ильчевичу иметь строгое наблюдение за пропагандою Пашкова, между молоканами в Бердянском уезде и употреблять пастырские меры, к ограждению православных от влияния лжеучений Пашкова и баптистов и донеся Святейшему Правительствующему Синоду, долгом считает вышеизложенном доложить Вашему Преосвященству на Архипастырское благоусмотрение.

Вашего Преосвященства нижайшие послушники: члены Таврической Духовной Консистории.

N 2582 1882 г.г. Симферополь

источник: http://anabaptist.ru/obmen/hystory/ist1/files/texts/2/0083a.html