«Пособие при изучении Евангелия от Марка»

Пауль Эрнст Георг фон Николаи / Павел Николаевич Николаи (1860-1919) – последний владелец выборгской усадьбы Монрепо, пастор, основоположник Российского христианского студенческого движения.

Пособие при изучении Евангелия от МаркаВ 1907 г. анонимно выпустил в Санкт-Петербурге «Пособие при изучении Евангелия от Марка». На тот момент это было, практически, единственное русскоязычное пособие для совместного изучения Библии.

Отзывы студентов и курсисток о пособии

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Цель пособия

2. Практические советы

3. Евангелие от Марка

Изучающим пособие рекомендуется прочесть

Занятие №1 (Мк. 1:1-8)

Занятие №2 (Мк. 1:9-13)

Занятие №3 (Мк. 1:14-20)

Отзывы студентов и курсисток о пособии

"Что дало мне это пособие? Оно облегчило разрешение одних вопросов, заставило перерешить другие, подтвердило правильность решения третьих и возбудило четвертые, новые". (С. Ланевский, политехн.)

"Пособие, выдвинув такие вопросы, мимо которых я прежде проходил, заставило меня остановиться на них и углубиться. Оно помогло мне правильнее понимать многие Евангельские истины и яснее обрисовало святую личность Христа". (А. Ланевский, технол.)

"Пособие, при серьезном к нему отношении, дало мне возможность ознакомиться с личностью Христа и признать в Нем моего Бога и Спасителя". (Е. Поль-Мари, юр.)

"Оригинальная система чтений по пособию и практический характер наводящих вопросов и справок значительно облегчили мне знакомство с Новым Заветом". (А. Серебренников, юр.)

"Я прочел Фаррара, Ренана, Л. Толстого, читал и интересовался учением спиритуалистов, читал и самое Евангелие. У меня было много вопросов неразрешенных. Свести духовный баланс я не мог. Только теперь, прочтя внимательно всё Евангелие с этим пособием, я уяснил себе картину учения Христа. Пособие сыграло для меня громадную роль. Только теперь я понял веру в Живого Бога, в воскресение из мертвых и торжество Духа". (Беркутов, гражд. инжен.)

"Пособие мне много дало. Евангельские факты были мне, конечно, известны, но многие из выводов были для меня новы. Кто изучит Евангелие от Марка по этому пособию, тот на этом не остановится". (А. Сокольский)

"Внимательно отнесясь к пособию, я увидела, что оно углубляет мысль и сосредоточивает ее на данном вопросе. Оно ценно еще и тем, что не подсказывает читателю его выводов, а заставляет работать самостоятельно, возбуждая постепенно всё больший и больший интерес к изучению Евангелия". (А. Белоградская, в. жен. кур.)

"Пособие к Евангелию от Марка помогло мне уверовать в Живого Бога. Советовала бы и другим иметь это руководство, кто ищет Бога и стремится к истине". (М. Степанова, кл. пов. гинек. инст.)

"Пособие научило меня, прежде неверующую, разбирать Св. Писание и показало Христа так, что я признала Его своим Спасителем". (М. Куриленок, гинек. кур.)

"Этому пособию я обязана своей, висевшей на волоске, жизнью. При помощи его я ознакомилась с личностью Христа, которого я не могла не признать своим Спасителем". (М. Полунина, Сувор. ф. кур.)

1. Цель пособия

"Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Римл. 10:17), говорит Евангелие. Действительно, необходимо прежде основательно "знать" Новый Завет, чтобы правильно "судить" о нем, и добросовестно ознакомиться из первого источника с личностью Иисуса Христа, чтобы составить себе верное мнение о Нем и иметь возможность сознательно уверовать в Него. Распространенное в современном обществе неверие является, во многих случаях, прямым последствием его неведения в этой области.

Цель нижеследующих чтений - послужить, - преимущественно для членов студенческих библейских кружков, - не богословским комментарием, но практическим пособием и руководительною нитью для изучения Евангелия от Марка с пользою для ума и для души. Имеется в виду, не избавить читателя от необходимости самостоятельного мышления, но наводить его на полезные мысли, кроющиеся в тексте, и тем содействовать более сознательному и плодовитому изучению Св. Писания. Насколько было возможно, даны необходимые в некоторых местах пояснения, а также ответы на такие вопросы, которые обыкновенно возникают в студенческой среде при чтении Евангелия. Указанием текстов из других мест Св. Писания, дополняющих или поясняющих разбираемое Евангелие, имеется в виду расширить знакомство читателя с другими книгами Нового и Ветхого Заветов и указать на внутреннюю связь этих книг между собою.

Если путем этих чтений хоть один читатель получит живое впечатление о чудной личности Иисуса Христа и почувствует желание основательнее изучить остальные книги Св. Писания, цель пособия будет достигнута.

2. Практические советы

1. Первым условием для извлечения действительной пользы от последовательного чтения Евангелия, это, конечно, - честное отношение к делу. Необходимо: 1) приступить к нему без предвзятых взглядов, с единственным желанием открыть истину, и 2) относиться к этой работе столь же серьезно и добросовестно, как студент обязан относиться ко всякому научному труду.

2. Необходима выдержка. На изучение Евангелия при помощи пособия следует смотреть как на курс, который нужно пройти до конца, чтобы получить цельное впечатление о личности и жизни Христа. Важно приучить себя к ежедневному последовательному чтению без долгих перерывов, от которых впечатление улетучивается. Кто в течение двух месяцев ежедневно встречался с Иисусом Назореем, тот наверно не останется без глубокого, благотворного впечатления.

3. Обязательно необходимо не только открывать указываемые тексты, но и внимательно вникать в них. От этого зависит более глубокое уразумение смысла Св. Писания. Кому лень это делать, тому лучше и не начинать предлагаемого метода чтения.

4. Лучше всего уделять на чтение полчаса первым делом утром, пока ум еще свеж и душа не охвачена впечатлениями дня.

5. Невозможно читать Евангелие с пользою, торопясь: оно не открывает своих лучших сокровищ поверхностному наблюдателю. Не в количестве, а в качестве чтения - суть. Нет необходимости непременно прочитать целый номер в день; иногда лучше ограничиться основательным изучением хоть полуномера в день (или и того меньше).

6. Весьма важно уносить от каждого чтения хоть одну полезную истину. Белые полустранички оставлены для отметки новых полезных мыслей, пришедших читателю во время чтения и не указанных в пособии.

7. Необходимо, читая какой-нибудь эпизод из жизни Христа, перенестись мысленно в то время и место, вообразить себя очевидцем события, вдуматься во все детали его и заметить, что предшествует сему и что за ним следует. Рассказ делается от этого много рельефнее и живее, и начинаешь подмечать в нем такие стороны, на которые прежде не обращал внимания.

8. Полезно сначала прочесть намеченный отрывок и обдумать прочитанное, не прибегая к помощи пособия, и воспользоваться им лишь затем, чтобы пополнить найденное. Истина, которую человек нашел сам, всегда полезнее подсказанной другим.

9. Лучше не останавливаться долго на непонятных местах, но, сделав против них заметку, читать дальше, не теряя много времени. Такие места впоследствии нередко разъясняются сами собою.

10. Весьма желательно иметь при чтении под рукой Евангелие на каком-нибудь другом языке, - лучше всего, конечно, на греческом. Очень часто неясность происходит только от недостатка в переводе. Хороший греческий словарь нередко даст такие оттенки смысла, которые утеряны в наших переводах.

11. Очень желательно перед чтением и во время чтения молиться. Лучшие мысли приходят свыше. Чтение даст мысли, которые могут быть обращаемы в молитву, и молитва, вместе с чтением, даст тогда благословенный результат.

12. Когда несколько лиц, читающих ежедневно Евангелие по пособию, желают устроить недельный кружок для совместного обсуждения прочитанного, полезно иметь в виду, что:

а) большие кружки редко достигают цели и лучше ограничиться небольшими, не более 6-7 лиц, - по возможности, одного духа;

б) существенным условием успеха кружка является, чтобы каждый член добросовестно готовился дома, не полагаясь на других, и чтобы никто в кружке не говорил долго, дабы не надоесть другим;

в) в каждом собрании кружка необходимо покончить с намеченным на этот раз отделом Св. Писания. Лучше не досказать многого, чем останавливаться в пути и возвращаться к старому. Только тогда у члена кружка хватит терпения регулярно участвовать в чтениях, когда он будет уверен, что весь "курс" пособия будет пройден в обещанное время;

г) необходимо, чтобы руководящий чтением добросовестнее других готовился, сам поменьше говорил, но вызывал других высказываться, указывал бы, на каких вопросах сосредоточить главное внимание, не давал бы рассуждениям слишком уклоняться от темы или теряться в деталях или отвлеченностях и вообще с тактом руководил бы беседами. По окончании чтения полезно ясно формулировать выводы, к которым кружок пришел.

Единственное объяснение чудес, совершенных Иисусом Христом и апостолами, - в том, что они творились силою Духа Святого, природу и действие Которого мы еще так мало знаем. См. Мф. 12:28; Лк. 4:18; Ин. 6:63; Деян. 1:8; 1 Кор. 12:8-11.

Пособиями для настоящей работы послужили, главным образом: "Studies in St. Mark's gospel, by Mrs Lenwood", "Studies in the Gospel according to St. Mark, by H. W. Oldham" и "Expository thoughts on the Gospels, by Rev. J. C. Ryle".

3. Евангелие от Марка

Евангелие от Марка является, насколько известно, самым ранним из всех четырех Евангелий и было, по всей вероятности, написано в Риме около 70 г. по Р. Хр. Из Посл. Колосс. 4:10 и Филим. 23 видно, что Марк некоторое время проживал в Риме. Евангелие от Матфея было написано для Иудейских христиан, Евангелие же от Марка - для христиан из язычников. Это видно из того, что в нем мало ссылок на еврейский закон и на Ветхий Завет и что даются пояснения о значении еврейских слов и обычаев; напр. гл. 3:17, 7:3, 7:11, 12:18, 14:12, 15:34.

Слог Евангелиста Марка замечательно живой и графический; как часто, например, встречается выражение "тотчас" или "немедленно". Интересно заметить массу мелких деталей, сообщенных этим Евангелистом; напр. 1:29; 1:32-33; 2:2; 3:5; 3:20-21; 3:31-32; 3:34; 4:1; 4:35-38 .......... и т. д. Это ясно показывает, что Марк получил эти сведения из первых рук, от очевидца, - по всей вероятности, от апостола Петра, с которым он находился в близких отношениях; см. Деян. 12:12 и 1 Петр. 5:13. Невозможно допустить, чтобы можно было сочинить такой детальный, трезвый, чистосердечный рассказ. Он носит в себе печать правдивости, в чём всё более убеждаешься по мере изучения его. Об Евангелисте Марке еще упоминается в следующих местах Нового Завета: Деян. 12:25, 13:5, 13:13; 15:39 и 2 Тим. 4:11.

Изучающим пособие рекомендуется прочесть

1. Жизнь и учение И. Христа. Фаррара. Цена 2 р. 50 к.

2. Учение о Логосе. Кн. С. Трубецкого. Цена 2 р. 50 к.

3. Проф. Друммонд: "Естественный закон в духовном мире". Цена 2 р. "Идеальная жизнь". Цена 1 р.

4. Свящ. Жилов: "Что говорят знаменитые люди о Библии". Цена 35 к.

5. Б. И. Гладков. Толкование Евангелия. Цена 2 р. 50 к.

6. П. Николаи "Может ли современный, мыслящий человек верить в божество И. Христа". Цена 15 к.

Занятие №1

№1 (Мк. 1:1-8)

Гл. 1. ст. 1-8.

1. Что означает слово "Евангелие"? (по-гречески euangelia). В чем, собственно, заключается "благая весть"? Лук. 2:10-11. Неужели она сводится только к провозглашению высокой морали? Или к возможности получения прощения грехов и загробной жизни? См. Мф. 1:21. ("от" грехов, - не "во" грехах). Рим. 1:16 (сила свыше). Тит. 2:11-14 ("всякого" беззакония).

Оставим пока открытым вопрос, как понимать слова "Сын Божий". Весь курс пособия будет ответом на этот вопрос.

2. Представим себе сильную личность бесстрашного молодого проповедника праведности, Иоанна Крестителя. Лук. 3:2-18. Сколько в нем видно не только силы, но и смирения. Ин. 3:26-30. Неужели истинное смирение есть признак слабости? Имеются предсказания об Иоанне у пророка Исаии в гл. 40:3 (приблизительно за 700 л. до Р. Хр.) и у пророка Малахии в гл. 3:1 (около 433 лет до Р. Хр.) Иоанн шел всегда прямолинейно и никогда не входил в компромиссы со своею совестью. Вследствие этого он мог сделаться совестью для окружающей его среды.

3. Каковы главные черты в характере Иоанна?

4. В каком смысле проповедь Иоанна являлась подготовкою к деятельности Христа? Почему нужно было приготовить пути Христу? В чем это приготовление заключалось? Что, собственно, означает слово "покаяние"? Возможна ли вера в прощение грехов там, где нет внутреннего поворота к Богу? Деян. 3:19, 20:1, 26:20. Исаия 45:22. Что значит: "сделать прямыми стези" Господу? Как другими словами выразить эту мысль?

5. Тысячи людей каялись под впечатлением проповеди Иоанна. Куда они потом делись? Отчего так мало вышло из этого? Может ли одно сознание своей греховности исправить человека? Рим. 7:19-24. Ин. 15:5. Чего не хватало?

6. В чем Иоанн видит великое преимущество Христа над собою? ст. 8. Когда Христос крестил Духом Святым? Касается ли это и нас теперь? Деян. 2:39. Вода - символ внешнего очищения, Дух же очищает душу, 1 Кор. 6:11, и дает силу для новой жизни и служения. Деян. 1:8.

Занятие №2

№2 (Мк. 9-13)

Гл. I. ст. 9-13.

1. Иисус пришел в Иудею из маленького невзрачного Галилейского города Назарета, где Он воспитывался. Всякий человек - произведение своего времени и окружающей его среды. Подходит ли это правило для личности Иисуса?

2. Как старательно Бог готовит Своих избранных слуг, напр. Моисея, Давида, Даниила, ап. Павла и др. У Христа видим 30-летнюю подготовку для краткого 3-летнего служения. Зато как много Он совершил в короткое время. Будем и мы терпеливы в Божьей школе. Евр. 10:36. Рим. 5:3,4.

3. Зачем Христос крестился у Иоанна? Мф. 3:13-17. Флп. 2:6,7. Евр. 2:17. В какой связи стоит крещение Иисуса с началом Его всенародного служения?

4. Родившись от Духа Святого, Христос теперь получает помазание Духа на служение. Лк. 4:18. Деян. 10:38. Деян. 19:2. Может ли Божий слуга обойтись без этого и теперь?

5. Искушение Христа. Ср. Мф. 4:1-11 и Лк. 4:1-13. За самыми блаженными часами могут следовать времена самого тяжелого искушения. Почему искушение последовало вскоре за крещением? Какова связь? Зачем надлежало Христу быть искушенным? 1 Петр. 4:12. Евр. 2:17,18. Евр. 4:15. Евр. 5:8. Из этого видно, что само искушение, когда его преодолеваешь, еще не есть грех или нечестие. Когда начинается грех? Иак. 1:15. На каждое искушение следует смело смотреть, как на случай для одержания славной победы (как на барьер для скаковой лошади или как на встречную волну для корабля). Можно всегда побеждать. 1 Кор. 10:13. Еф. 6:10-18. Рим. 8:37. Кто сам не побеждает в искушениях, тот и другим не может помочь.

6. Тонкость этих искушений. Прельщение было не к явному или грубому греху. К чему, собственно, клонились все три искушения? Рим. 6:16. 2 Петр. 2:19. Какой момент искуситель избрал для нападения? Лк. 4:2. Какое предостережение для нас в этом?

7. Как Христос отнесся к искушению? Каким путем Он отразил его? Как нам поступать в подобных случаях? 1 Петр. 5:9. Еф. 6:11-17.

Занятие №3

№3 (Мк. 1:14-20)

Гл. 1. ст. 14-20.

1. Служение Христа начинается тогда, когда кончается служение Иоанна. Сперва плуг, потом посев, сперва обличение, затем исцеление, сперва закон, затем благодать. Ин. 1:17

2. Что такое "Царствие Божье" и где оно? Не есть ли оно там, где Дух Божий господствует? Ср. Мф. 12:28, Мф. 19:23, Мк. 10:14, Лк. 9:62, Лк. 17:20:21, Ин. 18:36, Рим. 14:17, Кол. 1:13 и т. д. Если это так, то что означает выражение "войти в Царствие"? Мало понимать, стоять "близко", и соглашаться; нужно действие воли, - "войти, принять".

3. Первые проповеди Христа сообщали о двух фактах и требовали от людей двух действий. Стоит вникнуть. В чем разница с проповедью Иоанна?

4. Первое знакомство Христа с будущими учениками указано в Ин. 1:35-51. Теперь Он зовет их следовать за Собою. Хорошо вспомнить, какими они были по природе и что Христос сумел из них сделать. Ин. 1:42, Деян. 4:13, Деян. 2:14. Почему Христос выбрал Своих первых деятелей из этой простой среды? Мф. 11:25, 1 Кор. 1:26-29.   

5. Христос призывает учеников не к отшельничеству, а к деятельной, благословенной для других жизни. Ин. 17:15-18, Ин. 20:21, Мф. 10:6-8. Одно ли духовенство в настоящее время призвано быть "делателями" на ниве Божьей и распространителями Евангелия, или к участию в этом призваны также все истинные христиане? Деян. 4:20, Деян. 8:1-4, Деян. 11:19-21, Рим. 16:3, 16:6, 16:9, 16:12, 1 Фес. 1:8, 1 Тим. 5:17.

6. Ученики с радостью пошли за Христом, оставив прежний образ жизни. Не следует ли некоторым из нас, если хотим быть учениками Христа, переменить свою жизнь в каких-нибудь отношениях? Ефес. 4:17... , 2 Тим. 2:4. В чём, например?

Facebook Vkontakte YouTube

Партнёры

Христианский центр «Мирт» Портал Архивы России - официальный сайт Федерального архивного агентства (Росархива)
Альманах «Богомыслие»