Евангельский Петербург

Экскурсионная программа «Евангельский Петербург» знакомит с историей развития богоискательства в столице Российской империи, которая развивалась вне титульной конфессии на протяжении двух веков.

Исследование истории служения евангельских конфессий на территории России и проведение различных просветительских мероприятий, направленных на знакомство широкой аудитории с малоизвестной историей русского христианства, является одним из ключевых направлений деятельности проекта «Русское богоискательство».  

Санкт-Петербург — один из красивейших городов мира. Но немногие сегодня знают, что Санкт-Петербург имеет богатую евангельскую историю. 

Экскурсионная программа «Евангельский Петербург» знакомит с историей развития богоискательства в столице Российской империи, которая развивалась вне титульной конфессии на протяжении двух веков.

Просветительский проект «Русское богоискательство» имеет опыт проведения экскурсий по евангельскому Петербургу и положительные отзывы людей о проведенной программе.

Репортаж об экскурсионной программе 2014 года

Экскурсия представляет собой проработанный маршрут по знаменательным местам в истории евангельского Санкт-Петербурга, большая часть маршрута проходит в автобусе с периодическими пешеходными прогулками.

В этой просветительской поездке участники узнают о жизни и деятельности различных деятелей «петербургского пробуждения» и увидят реальные места, в которых происходили события, влияющие на развитие евангельского движения в России, среди них:

Василий Александрович Пашков (1832-1901)

Крупнейший евангельский деятель, основатель Общества поощрения духовно–нравственного чтения. Обратился к Богу в 1874 году. Петербургский аристократ Василий Александрович Пашков принадлежал к высшему столичному обществу, имел в Петербурге и Москве большие дома, напоминающие дворцы, был владельцем поместий в десяти губерниях — Московской, Тверской, Тамбовской, Новгородской, Нижегородской, Оренбургской и др.

Будучи одним из богатейших людей России, он стал пламенным проповедником Евангелия. Дом Пашкова стал местом проповеди Евангелия в Петербурге. Большую часть своего состояния Василий Александрович отдал на дело Божие.

Пашковские собрания были разнообразны не только по социальному признаку, но также этнически и конфессионально.
В 1882г. по инициативе Пашкова и на его средства была издана русская Библия в каноническом составе. Вместе с М.М. Корфом он открыл в Петербурге швейные мастерские для бедных и дешевые столовые для рабочих и студентов.

По их инициативе в 1884 году был созван объединенный съезд представителей верующих евангельского направления. В том же году В.А. Пашков и М.М. Корф были высланы из России по обвинению в нигилизме (неверии!) и подготовке революции.
Умер В.А. Пашков в изгнании в Париже, похоронен в Риме.

Княгиня Наталия Федоровна Ливен (1842-1920)

Наталья Фёдоровна фон дер Пален (фон Ливен) родилась 10 сентября 1842г., умерла 14 января 1920г.

Одна из основательниц петербургского пробуждения. Князь С.П. Ливен, муж Натальи Федоровны, служил обер-церемониймейстером при императорском дворе. В её доме на Б.Морской проходили молитвенные собрания, проводились занятия воскресной библейской школы, созданной по инициативе княгини. У нее проживали во время своих миссионерских прибытий в Петербург известные протестантские проповедники доктор Фридрих Бедекер и Георг Мюллер из Бристоля. А в 1884 году в ее доме состоялся объединенный съезд евангельских христиан-пашковцев, баптистов, штундистов и пресвитериан.

После того как из России оказались высланы В.А. ПашковМ.М. Корф и А.П. Бобринский, возникла реальная угроза запрета молитвенных собраний, а в случае неповиновения — и высылки. Однако, несмотря на решительное желание царя Александра III покончить с «пашковцами», Бог спас Н.Ф. Ливен от этой участи.

С.П. Ливен писала: «Приехал к моей матери генерал-адъютант государя с поручением передать ей его волю, чтобы собрания в ее доме прекратились. Моя мать, всегда заботившаяся о спасении душ ближних, начала говорить генералу о его душе и о необходимости примириться с Богом и подарила ему Евангелие.

Потом в ответ на его поручение сказала: «Спросите у его императорского величества, кого мне больше слушаться: Бога или государя?» На этот своеобразный и довольно смелый вопрос не последовало никакого ответа. Собрания продолжались у нас, как и прежде. Моей матери позже передали, будто государь сказал: «Она вдова, оставьте ее в покое».

Проханов Иван Степанович (1869-1935)

Выдающийся деятель евангельского движения, председатель Всероссийского совета евангельских христиан (ВСЕХ), духовный писатель, поэт, пламенный проповедник Евангелия.

Вырос в семье молокан, обратился к Богу в 1887 году во Владикавказе. В 1889 году, будучи еще студентом Петербургского технологического института, начал, издавать журнал «Беседа».
С 1905 года приступил к изданию журнала «Христианин».
С 1910 года – газеты «Утренняя звезда».
Инициатор создания Союза евангельских христиан.
Участник трех всемирных конгрессов баптистов – в Филадельфии (1911г.), в Стокгольме (1923г.), в Торонто (1928г.).
Вице-президент Всемирного союза баптистов с 1911 по 1925 годы.
Бессменный председатель Союза евангельских христиан. Организатор и преподаватель Библейских курсов в Ленинграде с 1923 по 1928 год.
Автор монографии «В котле России»

«Дом Евангелия» (1910-1930)

В 1910г. по инициативе и непомерной энергии В.А. Фетлера был построен в Петербурге самый большой тогда молитвенный дом, который прозвали «Дом Евангелия», вмещавший более двух тысяч человек. Располагался он на 24-ой линии Васильевского острова, д. 3/7.

Этот участок земли по Высочайшему соизволению был приобретен Петербургской общиной баптистов 1 апреля 1910 года. Владельцем участка был некий А. Маркварт, чей двухэтажный дом с простой архитектурной отделкой (зодчий В. Шаламов, 1885 год) сохранился и сейчас.

18 августа 1910 года городская управа утвердила проект нового каменного Молитвенного дома (архитектор И. Калиберда). Торжественная закладка здания происходила в сентябре этого же года, во время работы Всероссийского съезда баптистов. Каждый делегат собственноручно положил в основание будущей постройки один кирпич. Закладка здания была очень торжественной, выступали от баптистов В.А. Фетлер, от евангельских христиан И.С. Проханов, свое наставление дал старейший из проповедников И.В. Каргель. С воодушевлением собравшиеся исполнили гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Делегат от сибирских баптистов Г.И. Мазаев просит каменщиков не жалеть для заливки извести и цемента, чтобы постройка вышла прочная.

Образно говорил И.С. Проханов: «Россия, потрясенная последними событиями, очень похожа на груду камней, но из камней можно построить прекрасный дом». Чтобы произошло духовное обновление России, продолжал Проханов, нужна программа действий, прочный фундамент и скрепляющее вещество – любовь друг к другу. И.С. Проханов высказал надежду, что происходит не только закладка Молитвенного дома баптистов, но и закладка духовного объединения всех верующих (что произошло, но нескоро, только после войны и всех гонений два союза – евангельские христиане и баптисты – объединились в 1946 году).

Построили дом в рекордный срок – за год! Открытие состоялось 25 декабря 1911 года.

Дом Евангелия, несмотря на времена войн, революций и общей разрухи, жил насыщенной жизнью. Работало издательство «Полезная литература» со своей типографией. После собраний, встреч, диспутов, показа световых картин, концертов в нижнем зале «Вифания» для всех пришедших устраивался бесплатный чай с нехитрым угощением.

В Доме Евангелия, кроме собраний, репетиций оркестров, детских представлений, выпуска газет и журналов, собирались молодежные трудовые группы, которые обслуживали по городу многочисленных больных и неимущих.

При Доме Евангелия организовали приют для бродяг, кормили и одевали беспризорников, давали им возможность духовного возрождения.

Молитвенный дом закрыли 5 февраля 1930 года, религиозная община в административном порядке была снята с регистрации, а здание было  передано заводу «Электроаппарат». На последнем собрании в Доме Евангелия все плакали, никто не хотел расходиться, пели и пели, прощались…

В течение комфортабельной автобусной просветительской поездки будет рассказано и о многих других личностях.

По Евангельскому Петербургу мы можем проводить индивидуальные экскурсии.

Политика конфиденциальности Правила использования «cookie»