Дорогие друзья!
15 января 2020 в рамках фестиваля Крещенские вечера, в Санкт-Петербурге, в доме Княгини Ливен, что на Большой морской 43, состоялся Вечер памяти Княгини Ливен при участии просветительского проекта Русское богоискательство и церкви святого апостола Петра.
В концерте принимали участие: струнный камерный оркестр «Джексон стрингс» и оперная солистка Елена Заставная.
Главным гостем вечера стал светлейший князь Доминик Ливен фон дер Пален, правнук последней владелицы дома Натальи Федоровны Ливен.
Он рассказал о своей семье, её происхождении и положении при русском дворе, а также о том, как сложились судьбы детей Натальи Федоровны.
Доминик Ливен хорошо помнит рассказы родни об её старшем сыне, герое Первой мировой и Гражданской воин, Анатоле Ливен(1872—1937)
От него мы узнали о том, как Н.Ф. будучи в ссылке, в имении своей сестры Веры Федоровны Гагариной смогла передать своим детям фамильные драгоценности, воспользовавшись разрешением правительства о возвращении латышей на родину в результате подписания мирного договора между Россией и Латвией (1920 г.). Кучер, который приехал вместе с ней из имения Смилтене (Латвия) в Сергиево (подмосковную усадьбу В.Ф. Гагариной), возвратился в Латвию проявив не дюжею смекалку. Вернуться власти разрешили, взяв с собой только движимое имущество. «А что может быть более движимым чем лошадь!» – воскликнул Доминик Ливен, рассказывая эту историю. Кучер привязал к хвосту лошади драгоценности светлейших князей и доехал до имения Ливенов в Межотне (Латвия). «Он, конечно, мог бы и не доехать туда, прожив безбедно как минимум 10 жизней, но он выполнил обещание данное Н.Ф. и передал все драгоценности Анатолю, тот, в свою очередь, устроил большой пир в его честь».
Александра Ливен, тётя светлейшего князя Доминика, которую в семье звали «тётя Алика» (1879-1974) во время русско-японской войны поехала на фронт сестрой милосердия, в последствии вышла замуж за мера Лондона и на его инаугурации оркестр в её честь играл «Боже царя храни». Доминик также помнит, как с тетей Аликой они ходили в зоопарк, смотреть на больших меховых коров – это были яки. «Она полюбила их во время своего пребывания на Дальнем Востоке. Она собирала всех нас, маленьких детей, мы шли в кондитерскую, покупали там большие коробки пирожных: эклеров, бизе и пр., но всё это, увы, предназначалось не нам… Мы заходили в лондонский зоопарк, завидев тетю все работники разбегались, и тетя Алика, открывая коробку за коробкой, командовала нам «Пли!», и мы закидывали пирожные через ограду огромным якам.
Этот образ формировал у меня тогда образ России, я представлял, что это очень большая заснеженная страна, в которой даже коровы огромные и волосатые, и питаются они исключительно пирожными».
Другую свою тётю, Софию Ливен – «тетю Софи» (1880-1964), он видел лишь однажды в пятилетнем возрасте, когда она приехала из Парижа, где трудилась в миссии «Свет на востоке», погостить к родне в Лондон. «Она запомнилась мне, всегда улыбающимся, светлым человеком с хорошим чувством юмора. Несмотря на то, что ей пришлось пройти здесь, в России – пять лет ссылки в сталинских лагерях. Она занималась в Европе тем же, чем занималась в России, помогала бедным и служила проституткам. Это занятие требует от человека большого смирения, которым безусловно обладала тетя Софи».
Своего деда Павла Ливен (1875-1963) Доминик тоже помнит достаточно хорошо, они жили в одном доме, и дед часто рассказывал истории из своего русского детства, проведенные на Большой морской. Например, о том, как они устраивали бега своих домашних животных, живых (!) бурых медвежат. Или о том, как он, всегда не любивший светские приемы, был вынужден, надев свой парадный мундир, кажется, камер-юнкера, идти от Большой морской в Зимний дворец, а уличные мальчишки на протяжении всего пути бежали за ним с криками «Смотрите! Смотрите! Вот идет человек в пижаме!»
Дедушка любил играть на флейте духовные гимны – музыку своего детства. Она была очень печальной, но очень трогательной и искренней.
Вот такие интересные подробности домашней жизни на Большой морской, мы узнали от Доминика Ливен, который является:
Членом Британской Академии. Профессором-исследователем Кембриджского университета. Ранее: профессор Лондонской школы экономики, приглашенный профессор Гарвардского университета и Университета Токио. Также состоял в научном сообществе имени Гумбольдта (Германия), иностранный член Российской академии наук.
Сфера научных интересов: история Российской империи, сравнительная история империй и политического лидерства.
Две последние книги: Towards the Flame: Empire, War and the End of Tsarist Russia (2015) –получила Премию Дома Пушкина (Великобритания), также стала одной из книг года по версии журнала The Economist;
«Россия против Наполеона. Борьба за Европу. 1807-1814» (2012) – сделала автора лауреатом Премии Вольфсона (Великобритания), Премии Фонда Наполеона (Франция) и была признана одной из книг года The Economist.
Награжден Орденом Дружбы (Россия, 2014).
Больше фотографий вы можете увидеть здесь