Всякому новому начинанию приходиться завоевать себе право гражданства и пройти через искус всевозможных возражений и обвинений, заслуженных и незаслуженных. То же испытывает на себе и наш кружок.
За указание нам наших ошибок и слабых сторон мы можем быть только благодарны, но мы встречаемся с такими возражениями, с которыми мы не можем согласиться и которые требуют пояснения.
Не будем долго останавливаться на возражениях общего характера против нашей христианской деятельности, например, будто наука и религия друг с другом несовместимы, будто вера в Божество Иисуса Христа а priori невозможна и будто от современного образованного человека, обуреваемого жгучими научными и политическими проблемами, нельзя ожидать, чтобы он еще серьезно занимался Евангелием и т. д.
Кто так говорит, видимо мало еще размышлял над глубокими проблемами духовно- нравственного мира, мало, очевидно, знаком с апологетическою литературою и забывает, что многие светила современной науки и мысли, в роде Вл. Соловьева, Пастера, Пирогова и многих других, были истинно верующими людьми.
Факты говорят за себя. Никогда раньше не было у нас среди образованной молодежи такого томительного искания истинного мировоззрения и разрешения самых глубоких вопросов о смысле жизни, о существовании Бога, о бытии души, о загробной жизни и т. д.
Никогда раньше не интересовались так горячо личностью и учением Иисуса Христа, и видно, что за 18 столетий своего существования Евангелие нисколько не утратило своего обаяния.
Даже увеличивающиеся число самоубийств на этической почве только подтверждает мысль, что духовно-нравственные интересы, и в особенности религиозные, никогда в человечестве не заглохнут и что справедливо изречение Св. Августина: «душа человеческая, сотворенная Богом, томится, пока она не успокоится в Боге».
«Но зачем вы ограничиваете вашу деятельность одними студентами», спрашивают иные, «и исключаете из вашего общества других лиц, интересующихся Евангелием?»
Всемирный Христианский Студенческий Союз придерживается означенного правила исключительно из практических соображений. Необходимость специализации труда сказывается и в нашей области. Студенты, конечно, не стоят выше и не лучше других лиц, не пользующихся высшим образованием, но все-таки они по складу ума, по занимающим их вопросам и по обстановке, в которой живут – своеобразная среда, и с этим нужно считаться.
Кроме того, специально студенческий кружок много содействует образованию духа солидарности среди членов и тем укреплению кружка. Студенты чувствуют себя в таком кружке «дома», охотнее приходят и яснее сознают свою ответственность за успех своего же дела.
Неконфессиональный характер нашей деятельности и федеративный принцип кружка являются камнем преткновения для некоторых ревнителей, как церковного, так и нецерковного лагеря. К счастью, их сравнительно немного в студенческой среде. «Истина одна», рассуждают они, «и всецело воплощается в той церкви (или общине), к которой мы принадлежим» … «Ваше дело – протестантство или сектантство», говорят одни, другие же упрекают нас за то, что наш кружок не присоединяется к их антицерковной общине.
Как туго прививается людям наш коренной федеративный принцип. Мы не хотим и не можем образовать новой церкви или секты и так же не добиваемся внешнего «слияния» церквей. Мы предоставляем каждому оставаться в той церкви, к которой он принадлежит.
Нас радует видеть в нашей среде и православных, и молокан, лютеран, баптистов и менонитов, трудящихся в полном согласии над общим Божьим делом.
Кружку дела нет до вероисповедных убеждений членов его. Мы федерация верующих студентов разных христианских вероисповеданий, объединенных не общим катехизисом, а общею личною верой во Христа, как Бога и Искупителя нашего. Уклонение кружка в одну или другую сторону от этого принципа неминуемо приведет к расколу в его среде.
Нам дорог принцип, высказанный Св. Августином: «В главном – единство, в второстепенном – свобода и во всем любовь», и желаем, уважая религиозные убеждения каждого, протянуть руку братского общения всем тем товарищам, которые хотят стоять с нами на почве Евангелия и сохранять «единство духа в союзе мира».
Что это возможно – указывает опыт нашего кружка в течении нескольких лет и пример христианского студенческого союза за границею.
Этот федеративный принцип руководит нашим кружком и в его отношениях к различным политическимнаправлениям. Раз мы объединяемся единственно евангельским религиозным началом, то мы обязательно должны предоставить членам нашим полную свободу их политических убеждений. Кружку дела нет до политических взглядов его членов; он должен, как кружок, всегда оставаться выше всяких политических тенденций, – без партийным христианским кружком.
Мы видим своими глазами, что Евангелие может объединить для религиозных целей, в полном согласии, лиц весьма различных политических убеждений. Некоторые возражают против стремления нашего кружка поощрять молодых членов к активной христианской деятельности, напр., к вербовке новых членов, распространению христианской литературы, деятельному участию в библейских и др. кружках и пр. «Мы сами еще слишком слабы», говорят они, «нам рано выступать с нашим христианством, и мы должны обождать, пока почувствуем в себе больше силы».
Кружок никаких подвигов от своих членов не ожидает и никого не понуждает выступать против его желания, но мы находим, что носителями и распространителями Божьего дела среди студентов должны быть сами студенты. Человек развивается только когда он работает, и силы укрепляются только от упражнения. Таланты, в Евангелии, умножились только от употребления и в результате они удвоились. Лучше пустить в оборот последнюю крошечную лепту, чем сидеть сложа руки, созерцая свое бессилие.
Гораздо более серьезными являются некоторые упреки, исходящие из рядов наших доброжелателей и касающиеся главным образом методов нашей работы. «Вы слишком односторонне-религиозны и духовны», говорят они, «и слишком много напираете на Евангелие, – этим вы людей в наши дни не приобретете… Образованный человек должен развиваться всесторонне и интересоваться всеми вопросами своего времени… Вместо евангельских чтений возьмите-ка лучше социальные и научные вопросы дня и дайте им евангельское освящение» … и т. д.
В данном случае необходимо прежде всего устранить недоразумение. Мы вовсе не желаем быть монашеским кружком, сторонящимся действительной жизни. Мы ценим все благородные стремления современного времени, мы сознаем нашу ответственность перед нашею родиною и убеждены, что студент-христианин не должен уступать другому во всестороннем развитии, ни в физическом, ни в умственном, ни в духовно-нравственном отношении. Но весь вопрос в том, с чего начать и что должно у нас стоять на главном месте.
Всякий знающий нашу студенческую среду, видит, что религиозные и вообще нравственные убеждения большинства товарищей не имеют под собой никаких твердых оснований. Как расшатаны, например, самые основные понятия о добре и зле. Чего только не понимают под словами «христианство», под «учением Христа» или под «Евангелием»? Как мало Евангелие знают. Без преувеличения можно сказать, что едва-ли найдется более трех студентов из тысячи, которые хотя бы три раза прочитали весь Новый завет от начала до конца (за исключением б. семинаристов и б. воспитанниц духовных училищ).
Одно только внешнее знание Евангелия, хотя бы наизусть, конечно недостаточно и мало поможет, когда оно внутренно не воспринимается человеком; чтение – чтению рознь; но все-таки, без этого знания, не может быть и восприятия Евангелия. Обыкновенно же, основательное ознакомление с Св. Писанием не проходит бесследно ни для отдельного лица, ни для целого народа, и много содействует их развитию в духовно-нравственном отношении.
Мы видим из примера других стран (Англии, Америки, Голландии, Скандинавских государств и др.), что распространение Евангелия сильно влияло на поднятие страны в нравственном, культурном, и других отношениях и, наоборот, что устранение его влекло за собою вырождение христианства и нравственное падение народов (напр. в Испании, Франции и др.). Поэтому мы уверены, что первым долгом нашим должно быть основательное ознакомление с Новым заветом – первоисточником истинного живого христианства.
Мы убеждены, что одно только Евангелие, в неискаженном виде, может внести свет в нашу духовную тьму и поставить наш расшатанный нравственный и религиозный мир опять на твердую почву. Новые необходимые созидательные силы могут прийти только свыше, через Евангелие, от Христа.
С этой целью кружок поощряет ежедневное чтение Евангелия каждым, членом, образование небольших библейских кружков (из 6-7 членов) для совместного недельного чтения, устройства бесед и рефератов на евангельские темы, печатание пособий для систематического изучения этой книги и т. д.
Из этого не вытекает, чтобы изучение Евангелия было единственным занятием кружка. Бывают у нас рефераты и по другим вопросам духовно-нравственного мира и могут быть устраиваемы специальные кружки, – молитвенные, научные, литературные и т. п., для товарищей, специально интересующихся этим, но главное значение, по нашему глубокому убеждению, должно быть у нас всегда отводимо ознакомлению с Новым Заветом (по возможности и с Ветхим). Это должно ложиться в основание нашей работы. Без этого мы строим на песке.
Что же касается упрека, будто мы слишком «духовны», то всякий, серьезно относящийся к религиозному вопросу, согласиться, что было бы с нашей стороны недобросовестно довольствоваться побочными сторонами вопроса, решением интересных проблем, теоретическими спорами об отвлеченных истинах, или богословскою казуистикою и ограничиться одним внешним видом благочестия.
Мы должны честно касаться глубокой сути Евангелия, хотя бы она задела нас самым чувствительным образом. Христианская этика, христианское богословие, христианская философия и христианская благотворительность, – как они не важны все на своем месте, – но это еще не суть христианства, точно так же, как и нравственное учение Христа – не вся суть Евангелия, и религиозное чувство – еще не живая вера.
Вникая в Евангелие, мы все более сознаем, как вопрос о нашем внутреннем духовном состоянии и о нашем отношении к Богу становится более и более личным и жгучем для нас, и что пока в нас самих внутренний разлад, мы и другим помогать не можем. Рано или поздно в душу каждого человека, хоть по временам, проникает сознание об его бессилии в борьбе с греховными влечениями, об его порочности, о необходимости для него внутреннего примирения, очищения, обновления и о бессодержательности жизни, без личной веры и без действительного общения с Богом.
Мы не можем обойти этих вопросов, которые таятся в глубине каждой души, и игнорировать наших глубоких ран и нужд. Нужно прежде вылечить корень болезни, тогда только отойдут её видимые симптомы. Только когда человек стал в надлежащее отношение к Богу, он в состоянии и жить христианскою жизнью. Поэтому мы убеждены, что глубочайшею задачею нашею должно быть прежде всего самим «прийти к Богу», в самом глубоком смысле этого слова, и, затем, насколько можем, содействовать тому, чтобы и многие из наших товарищей могли от всей души сказать словами ап. Павла: «Я знаю, в кого я уверовал», и словами сомневавшегося ап. Фомы, припавшего к ногам Христа, – «Господь мой и Бог мой».
Указанная цель, естественно, обусловливает собой и общий характер деятельности кружка и внешнее его устройство. Кружок обязательно должен выставить ребром вопрос о Божестве Иисуса Христа (без чего все содержание Нового Завета сводиться ко лжи), зная, что разрешение этого вопроса в утвердительном смысле неминуемо повлечет за собою, для искреннего человека, и решение вопроса об его личном отношении ко Христу.
Очевидно также, что нужно организовать кружок наш таким образом, чтобы ядро его всегда составляли такие члены, которые были бы не вообще только религиозными или верующими людьми, в обыденном смысле этих слов, но такие, которые сами сознательно уверовали во Христа, как их Бога и личного Искупителя, и хотят служить Ему. Только такие должны быть носителями и руководителями дела и иметь право решающего голоса на наших собраниях, иначе дело скоро выродиться.
Но как найти критерий для образования такого ядра? Можно ли заглянуть в душу другого? Мало ли людей называют себя «верующими»? Это заставило нас избрать такой «базис» для подписания, который, являясь не символом веры кружка, а скорее пробным камнем личной веры отдельного члена, предоставлял бы ему самому решить, по совести, вопрос об его духовном положении. Подписавшие базис считаются действительными членами, а остальные участники в нашем деле – членами сочувствующими или сотрудниками. Никакая формула, конечно, не может считаться ни совершенною, ни даже вполне удовлетворительною, но, за неимением лучшей, кружок придерживается пока избранной им формы базиса.
У курсисток кружок учрежден на подобных же основаниях. Но «что же вы делаете?» слышится часто вопрос. «Чем вы жертвуете? Неужели вы только самих себя питаете?» Очень возможно, что наша работа покажется многим незначительною, но не следует забывать, что в начале, при незначительности числа действительных членов, широкое распространение деятельности нашей и невозможно, и нежелательно.
Первая наша задача – привлечение и подготовление к работе действительных членов, и в этом отношении качество важнее количества. Торопить жизненный рост организма нельзя. Это не значит, чтобы мы не старались всеми силами привлекать к активной деятельности всех желающих, смотря по их наклонностям и дарованиям, но обыкновенно, пока человек не уверовал, он не желает и не может работать для Бога.
Помимо евангельских чтений, рефератов и бесед разного рода, кружком сделано кое-что в отношении печатания как оригинальных, так и переводных произведений. Так в 1906 году выпущено восемь различных изданий, в количестве 36 500 экземпляров. Некоторые члены устраивают по воскресеньям евангельские чтения для народа на одной из фабрик Васильевского острова, при чем курсистки занимаются детьми рабочих. Другие раздают евангелия в больницах и извозчикам, иные устраивали летом евангельские чтения в деревне для крестьян и разносили Св. Писание для продажи по селам, некоторые служат делу своим пером и пр.
Под непосредственным или посредственным влиянием кружка положено основание подобных же кружков в некоторых других городах, и нет причины, мешающей сделать это во всех студенческих центрах России, по мере образования достаточного ядра руководителей, – действительных членов. Перед нами громадное поле деятельности, где могут найти себе приложение самые разнообразные способности верующих товарищей.
Нужда в христианском воздействии на нашу студенческую среду невыразимо велика. Имеем ли мы право оставаться в стороне от дела, пассивными зрителями, когда вопрос идет о высочайших благах молодого поколения и о его будущности. Тем, которые уже работают в нашем направлении, скажем: «Один в поле не воин», сплотим же силы наши для достижения больших результатов.
Поэтому мы обращаемся к товарищам сочувствующим нашим целям, будь они вполне верующие или нет, – с просьбою откликнуться на наше приглашение и содействовать нам. Сообщения просят адресовать: для студентов – по адресу П. Н. Н. Мойка 30, и для курсисток – М. Л. Б. 10-я линия 25, кв. 10 в С-Петербурге.