Всякому новому начинанию приходиться завоевать себе право гражданства и пройти через искус всевозможных возражений и обвинений, заслуженных и незаслуженных. То же испытывают на себе и наши кружки.
За указание нам наших ошибок и слабых сторон мы можем быть только благодарны, но мы встречаемся с такими возражениями, с которыми мы не можем согласиться и которые требуют пояснения.
Не будем долго останавливаться на возражениях общего характера против нашей христианской деятельности, например, будто наука и религия друг с другом несовместимы, будто вера в Божество Иисуса Христа а priori невозможна и будто от современного образованного человека, обуреваемого жгучими научными и политическими проблемами, нельзя ожидать, чтобы он еще серьезно занимался Евангелием и т. д.
Кто так говорит, видимо мало еще размышлял над глубокими проблемами духовно- нравственного мира, мало, очевидно, знаком с апологетическою литературою и забывает, что многие светила современной науки и мысли, как напр. Вл. Соловьев, Пастер, Пирогов, Лорд Кельвин и многие другие, были истинно верующими людьми.
Факты говорят за себя. Никогда раньше не было у нас среди образованной молодежи такого томительного искания истинного мировоззрения и разрешения самых глубоких вопросов о смысле жизни, о существовании Бога, о бытии души, о загробной жизни и т. д.
Никогда раньше не интересовались так горячо Личностью и учением Иисуса Христа, и видно, что за 19 столетий своего существования Евангелие нисколько не утратило своего обаяния.
Даже увеличивающиеся число самоубийств на этической почве только подтверждает мысль, что духовно-нравственные интересы, и в особенности религиозные, никогда в человечестве не заглохнут и что справедливо изречение Св. Августина: «душа человеческая, сотворенная Богом, томится, пока она не успокоится в Боге».
«Но зачем вы ограничиваете вашу деятельность одними студентами», спрашивают иные, «и исключаете из вашего общества и собраний других лиц, интересующихся Евангелием?»
Наши кружки придерживаются означенного правила исключительно из практических соображений. – В нашей работе чувствуется необходимость специализации труда. Студенты, конечно, не лучше других лиц, не пользующихся высшим образованием, но все-таки они по складу ума, по занимающим их вопросам и по обстановке, в которой живут – своеобразная среда, и с этим нужно считаться. Кроме того, специально студенческий кружок много содействует образованию духа солидарности среди членов и укреплению кружка. Студенты чувствуют себя в таком кружке «дома», охотнее приходят и яснее сознают свою ответственность за успех своего же дела.
Независимый характер наших кружков и интерконфессиональный, федеративный принцип, руководящий нашею деятельностью, вызывают резкие нападки с самых противоположных сторон. «Религиозное общество, как ваше», говорят одни, должно находиться под руководством духовных лиц», и советуют нам присоединиться к существующим уже содружествам христианской молодежи, носящим определенный конфессиональный характер. «Собираться для религиозных целей с иноверцами», говорят другие, «излишне и нежелательно, так как все нужное вы можете найти в вашей собственной церкви, общение же с иноверцами есть как бы признание их вероучения и является актом индифферентизма к вашей церкви» …
«Ваше дело протестанство, или сектанство», говорят ревнители узко-конфессионального типа, между тем как другие упрекают нас за то, что мы не присоединяемся к их антицерковной общине. Одни подозревают в нас революционеров за то, что мы принимаем в число наших членов лиц независимо от их политической окраски; другие же считают нас «черносотенцами» потому, что «религия тянет в болото реакции», и распускают слухи, что мы существуем только для того, «чтобы отвлечь молодежь от политики» … Для правильной оценки характера нашего движения нужно вникнуть в основные положения, на которых оно построено.
Наше дело исходит из самых недр студенчества, ими оно создано, и оно носится ими. Это необходимое условие для жизненности его. Всякая официальность погубила бы такое дело, как наше, в глазах чуткого сердца студенчества, и уничтожила бы тот дух искренности и личной инициативы, без которого работа наша не может иметь успеха. Тогда только она может расти и развиваться здоровым ростом, когда сами студенты являются инициаторами и носителями его. Нося ответственность за детище свое на плечах своих, они проявляют в работе интерес, энергию и необходимое творчество. Тогда дело становиться для них живым и «своим» и будет настоящим студенческим движением.
Участие посторонних лиц или духовенства в управлении организацией сразу оттолкнуло бы многих студентов (по указанным выше причинам) и придало бы кружку характер, неприемлемый для студентов других вероисповеданий или далеко отошедших от веры. Поэтому управление кружком всегда сосредотачивается в руках общего собрания действительных членов кружка (студентов и профессоров). Исполнительным органом его является выборный местный комитет.
Это не означает, чтобы духовенство не могло иметь благотворного влияния на кружок. Опыт показывает, что члены кружка сами охотно обращаются к некоторым представителям духовенства за советами или за помощью при изучении Евангелия, или с просьбою о прочтении рефератов в помещениях кружков и на этой почве уже заметно и у нас, и за границею между ними сближение.
Религиозный, христианский характер нашего движения не должен бы вызывать опасений в сферах церковных. Мы не секта и не суррогат церкви. Мы не касаемся области культа, которая всегда останется в ведении церкви. Мы выполняем трудную подготовительную работу в среде, большею частью, отчужденной от церкви и мало доступной для официальных представителей ее.
Наше дело: будить религиозный интерес среди товарищей, бороться с предрассудками против христианства в студенческой среде, поддерживать товарищей в критический период их духовных исканий, знакомить их с Евангелием – первоисточником живого христианства и стараться проводить принципы его в жизни нашей и в жизни товарищей вокруг нас «без малейшей тени вероисповедного прозелитизма».
В результате мы видим, что обыкновенно члены наших кружков постепенно начинают находить новый, более глубокий смысл в своей церкви и становятся более сознательными членами ее. Англиканская церковь, относившаяся прежде с большою осторожностью к нарождавшемуся христианскому студенческому движению, видит в нем теперь ценного сотрудника в деле духовного пробуждения интеллигентной молодежи.
Федеративный, беспартийный характер наших кружков имеет этическую подкладку и вызван практическою необходимостью. Каждая церковь по необходимости ратует исключительно за свой приход. У нас же представляется возможность олицетворения высокого принципа вселенского христианского единения, не в виде «смешения» религий, но «федерации» некоторых представителей их. Мы «интерконфессиональный» союз, но не «безконфессиональный». Мы не желаем ослабить связей человека с его церковью и предоставляем каждому полную возможность сохранить свой вероисповедный облик.
Но мы требуем от каждого члена нашего, чтобы он уважал убеждения товарищей, никогда не задевал других в их верованиях и воздержался от всякой вероисповедной полемики и пропаганды среди членов и посетителей кружка; в кружке и вне пределов его. У нас все действительные члены на равных правах. Мы «нейтральная почва» в вероисповедном отношении, на которой могут сходиться для совместной работы лица разных вероисповеданий, объединенных общею верою во Христа- Богочеловека и желанием служить Ему.
Нам дорог принцип, высказанный Св. Августином: «В главном – единство, в второстепенном – свобода и во всем любовь». Такой принцип в нашем деле необходим. Не в духе русского студенчества оттолкнуть от себя товарища потому, что он молится Богу по другому ритуалу. Разбить наше движение на вероисповедные клетки значило бы, расслабить его. Для борьбы с общим врагом – неверием, необходимы все наши объединенные силы, ибо в единении сила. Что такая совместная работа вполне возможна – в достаточной степени доказывается опытом наших кружков в течении целого десятилетия.
Этот федеративный принцип руководит нашим кружком и в его отношениях к различным политическим направлениям. Раз мы объединяемся единственно евангельским религиозным началом, то мы обязательно должны предоставить членам нашим полную свободу их политических убеждений. Кружку дела нет до политических взглядов его членов. Конечно, это обязывает нас не допускать никакой политической агитации среди членов и посетителей наших, откуда бы последняя ни исходила и в каком бы виде она ни производилась. Кружок должен, как кружок, всегда оставаться вне всяких партийных тенденций и проявлять себя неуклонно на деле кружком: студенческим, христианским, и беспартийным, как в церковном, так и политическом отношении.
Некоторые возражают против стремления нашего кружка поощрять молодых членов к активной христианской деятельности, напр., к привлечению новых членов, распространению христианской литературы, деятельному участию в библейских и др. кружках и пр. «Мы сами еще слишком слабы», говорят они, «нам рано выступать с нашим христианством, и мы должны обождать, пока почувствуем в себе больше силы».
Кружок никаких подвигов от своих членов не ожидает и никого не понуждает выступать против его желания, но мы находим, что человек развивается только тогда, когда он работает, и силы укрепляются только от упражнения. Таланты, в Евангелии, умножились только от употребления и в результате они удвоились. Лучше пустить в оборот последнюю крошечную лепту, чем сидеть сложа руки, созерцая свое бессилие.
Гораздо более серьезными являются некоторые упреки, исходящие из рядов наших доброжелателей и касающиеся главным образом методов нашей работы. «Вы слишком односторонне-религиозны и духовны», говорят они, «и слишком много напираете на Евангелие, – этим вы людей в наши дни не приобретете… Образованный человек должен развиваться всесторонне и интересоваться всеми вопросами своего времени… Вместо евангельских чтений возьмите лучше социальные и научные вопросы дня и дайте им евангельское освящение» … и т. д.
В данном случае необходимо прежде всего устранить недоразумение. Мы вовсе не желаем быть монашеским кружком, сторонящимся действительной жизни. Мы ценим все благородные стремления современного времени, мы сознаем нашу ответственность перед нашею родиною и убеждены, что студент-христианин не должен уступать другому во всестороннем развитии, ни в физическом, ни в умственном, ни в духовно-нравственном отношении. Но весь вопрос в том, с чего начать и что должно у нас стоять на главном месте.
Всякий знающий нашу студенческую среду, видит, что религиозные и вообще нравственные убеждения большинства товарищей не имеют под собой никаких твердых оснований. Как расшатаны, например, самые основные понятия о добре и зле. Чего только не понимают под словами «христианство», под «учением Христа» или под «Евангелием»? Как мало знают Евангелие.
Одно внешнее знание Евангелия, хотя бы наизусть, конечно недостаточно и мало поможет, когда оно внутренно не воспринимается человеком; чтение – чтению рознь; но все-таки, без этого знания, не может быть и восприятия Евангелия. Обыкновенно же, основательное ознакомление с Св. Писанием не проходит бесследно ни для отдельного лица, ни для целого народа, и много содействует их развитию в духовно-нравственном отношении.
Поэтому мы уверены, что первым долгом нашим должно быть основательное ознакомление с Новым Заветом – первоисточником истинного живого христианства. Мы убеждены, что само Евангелие есть свой лучший апологет, что оно внесет свет в нашу духовную тьму и поставит наш расшатанный нравственный и религиозный мир опять на твердую почву. Новые необходимые созидательные силы могут прийти только свыше, через Евангелие, от Христа.
С этой целью кружок поощряет ежедневное чтение Евангелия каждым членом, старается образовать небольшие кружки (из 6-7 членов) для совместного недельного чтения, устраивает беседы и рефераты на Евангельские темы, издает пособия для систематического изучения этой книги и т. д.
Из этого не вытекает, что изучение Евангелия было единственным занятием кружка. Бывают у нас рефераты и по разным другим вопросам духовно-нравственного характера и могут быть устраиваемы специальные кружки, – музыкальные, научные, литературные и т. п., для товарищей, специально интересующихся этим, но первое место, по нашему глубокому убеждению, должно быть у нас всегда отводимо ознакомлению с Новым Заветом (по возможности и с Ветхим). Это должно ложиться в основание нашей работы. Без этого мы строим на песке.
Что же касается упрека, будто мы слишком «духовны», то всякий, серьезно относящийся к религиозному вопросу, согласиться, что было бы с нашей стороны недобросовестно довольствоваться побочными вопросами, решением интересных проблем, теоретическими спорами об отвлеченных истинах, или богословскою казуистикою и ограничиться одним внешним видом благочестия.
Мы должны честно касаться глубокой сути Евангелия, хотя бы она задела нас самым чувствительным образом. Христианская этика, христианское богословие, христианская философия и христианская благотворительность, – как они ни важны все на своем месте, – но это еще не есть сущность христианства, точно так же, как и нравственное учение Христа – не вся суть Евангелия, и религиозное чувство – еще не живая вера
Вникая в Евангелие, мы все более сознаем, как вопрос о нашем внутреннем духовном состоянии и о нашем отношении к Богу становится более и более личным и жгучем для нас, и что пока в нас самих внутренний разлад, мы и другим помогать не можем. Рано или поздно в душу каждого человека, хоть по временам, проникает сознание об его бессилии в борьбе с греховными влечениями, об его порочности, о необходимости для него внутреннего примирения, очищения, обновления и о бессодержательности жизни, без личной деятельной веры и без действительного общения с Богом.
Мы не можем обойти этих вопросов, которые таятся в глубине каждой души, и игнорировать наши глубокие раны и нужды. Нужно прежде вылечить корень болезни, тогда только отойдут её видимые симптомы. Только тогда, когда человек стал в надлежащее отношение к Богу, он в состоянии и жить христианскою жизнью. Поэтому мы убеждены, что глубочайшею задачею нашею должно быть прежде всего самим «прийти к Богу», в самом глубоком смысле этого слова, и, затем, насколько можем, содействовать тому, чтобы и многие из наших товарищей могли от всей души сказать словами ап. Павла: «Я знаю, в Кого я уверовал», и словами сомневавшегося ап. Фомы, припавшего к ногам Христа, – «Господь мой и Бог мой». Когда найдено внутреннее, духовное равновесие, тогда само собою вырастает желание активного служения.
Указанная цель, естественно, обусловливает собою и общий характер деятельности кружка, и внешнее его устройство. Кружок обязательно должен высоко держать принцип о Божестве Иисуса Христа (без чего все содержание Нового Завета сводиться ко лжи), зная, что разрешение этого вопроса в утвердительном смысле неминуемо повлечет за собою, для искреннего человека, и решение вопроса об его личном отношении ко Христу и об его внешнем образе жизни.
Очевидно также, что нужно организовать кружок наш таким образом, чтобы ядро его составляли такие члены, которые были бы не вообще только религиозными или верующими людьми, в обыденном смысле этих слов, но такие, которые сами сознательно уверовали во Христа, как их Бога – Спасителя, и хотят служить Ему. Только такие должны быть руководителями дела и иметь право решающего голоса на наших собраниях, иначе дело скоро выродиться. Это вопрос первостепенной важности для нашего дела.
Но как найти критерий для образования такого ядра? Можно ли заглянуть в душу другого? Мало ли людей называют себя «верующими»? В большинстве наших кружков уже несколько лет с успехом применяется следующий порядок:
Действительные члены избираются общим собранием действительных членов. Только такие товарищи могут быть предложены к избранию, которые:
1) Участвовали в кружках для изучения Евангелия не менее 2-х месяцев;
2) Имеют рекомендацию не менее 2-х действительных членов, и
3) Сделали письменное или устное заявление (своими словами) общему собранию о том, что они имеют сознательную веру во Христа, как Богочеловека и Спасителя своего, и желают принять участие в деятельности кружка.
Ставя такие высокие требования, мы сознательно сокращаем число наших действительных членов, но в таком важном вопросе не количество, а качество должно стоять на первом месте.
Но «Что же вы делаете?» слышится часто вопрос. «Чем вы жертвуете? Неужели вы только самих себя питаете?» Очень возможно, что наша работа покажется многим незначительною, но не следует забывать, что в начале, при незначительности числа действительных членов, широкое распространение деятельности нашей и невозможно, и нежелательно.
Первая наша задача – привлечение и подготовление к работе действительных членов. Торопить жизненный рост организма нельзя. Это не значит, чтобы мы не старались всеми силами привлекать к активной деятельности всех желающих, смотря по их наклонностям и дарованиям, но обыкновенно, пока человек не уверовал, он и не желает и не может работать для Бога.
Помимо Евангельских чтений, рефератов и бесед разного рода, кружком сделано кое-что в отношении печатания как оригинальных, так и переводных произведений. Так напр. осенью 1913 года, в течении четырех месяцев, продано различных наших изданий, около 11300 экземпляров. Такая струя интеллигентной христианской литературы, достигающая до далеких окраин нашего отечества, не может оставаться бесследной в образованных слоях нашего общества.
Некоторые члены устраивают по воскресеньям Евангельские чтения для уличных детей и детей рабочих; другие раздают Евангелия в больницах; иные устраивают летом Евангельские чтения в деревне для крестьян и разносят Св. Писание для продажи по селам; некоторые служат делу своим пером и пр. Со временем наши кружки могут сделаться «поставщиками» полезных работников на всякое доброе дело.
В настоящее время имеем организации в С-Петербурге, Лесном, Москве, Киеве и Юрьеве и начатки в некоторых других городах, и нет причины, мешающей сделать это, во всех студенческих центрах России, по мере образования достаточного кадра руководителей, – действительных членов.
Перед нами громадное поле деятельности, где могут найти себе приложение самые разнообразные способности верующих товарищей. Нужда в христианском воздействии на нашу студенческую среду невыразимо велика. Имеем ли мы право оставаться в стороне от дела, пассивными зрителями, когда вопрос идет о высочайших благах молодого поколения и о его будущности? Тем, кто уже работают в нашем направлении, скажем: «Один в поле не воин», сплотим же силы наши для достижения больших результатов.
Поэтому мы обращаемся к товарищам, сочувствующим нашим целям, будь они вполне верующие или нет, – с просьбою откликнуться на наше приглашение и содействовать нам.
Сообщения просят адресовать:
С-Петербург: для студентов – Б. Конюшенная 8, кв.14, для курсисток – М. Л. Б. 10-я линия 25, кв. 27;
В Лесном: в Политехнический Институт;
В Москве: Арбат, Кречетниковский пер. 6, кв. 6;
В Киеве: Столыпинская 55б, кв. 8;
В Юрьеве: ст. хр. кружок при Университете.
Адрес редакции «Студенческого Листка»: С-Петербург, Коломенская 15, кв 9.