Издания Студенческого Христианского Кружка
В настоящее время одно из самых отрадных явлений в жизни церкви Христовой – это возрастающее число христиан, соблюдающих утренний час с Богом. Под этим выражением разумеется – посвящение, по крайней мере, первого получаса каждого дня общению с Богом, в благоговейном изучение слова Божия (Библии) и молитв. В чем заключаются преимущества такого утреннего чтения? Оставляя в стороне общий вопрос о пользе благоговейного изучения Библии и общения с Богом, нужно иметь ввиду, что в самом начале дня душа наиболее восприимчива. Ум в это время освежен ночным отдыхом и не так занят работою, как в остальное время дня. Притом и внешние условия раннего утра наиболее благоприятны.
Первый час – по преимуществу тихий час. Вчерашние звуки умолкли, а сегодняшняя мирская суета еще не дошла до нас. В этот час легче сказать: «Только в Боге успокоится душа моя» (Пс. 61, ст. 6); легче исполнить повеление: «остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Пс. 45, ст11). Далее, уделяя первый час дня для молитвы наедине с Богом и для изучения Библии, мы обеспечиваем себе этот час. Откладывая их на другое время, мы рискуем, что чтение и молитва будут сокращены, прерваны или совсем не состояться. В этом отношении мы должны обратить внимание на слова Мак-Чейна: «я должен проводить лучшие часы каждого дня в общении с Богом. Это наиболее достойное и плодотворное употребление моего времени и потому не должно быть отодвинуто на задний план».
Утреннее бдение готовит нас к ежедневной борьбе с началом зла внутри и вне нас. Мы не ждём, пока враг нападёт на нас, чтобы тогда надеть броню и взяться за меч, но мы вооружаемся ранее, чем сатана найдёт возможность напасть на нас, – прежде чем взяться за чтение утренней газеты, прежде чем начать разговор с другими людьми и приняться за обсуждение планов дневной работы. Всегда полезно опередить неприятеля.
Соблюдение утреннего часа с Богом обуславливает собою постоянные и верные результаты в жизни и служении Богу. Отсутствие общения с Богом в самом начале дня является первою причиною нашего неуспеха в сношениях с людьми и в борьбе против зла в течение дня. Когда госпожу Гавергель спросили, почему христианская церковь не достигает больших результатов, она объяснила это именно тем, что большинство христиан не проводит первого часа дня наедине с Богом.
Никогда не забудем высказанной Фабером глубокой истины, что «духовным мерилом наших действий является степень нашей близости к Богу во время выполнения этих действий». Для того, чтобы наша жизнь, наши слова и дела сохраняли в течение всего рабочего дня духовную силу, мы должны с самого начала дня установить живое и полное общение с Богом. Зачем откладывать это общение, хотя бы на один час? Зачем довольствоваться человеческими усилиями в течение, хотя бы части дня, когда сила Божья может действовать через нас в течении целого дня?
Несмотря на великое значение утреннего чтения, некоторые христиане утверждают, что они не имеют времени ежедневно жертвовать на это и получаса. Поразителен тот факт, что наиболее деятельные христиане из мирян или духовенства менее всего приводят подобное извинение и обыкновенно сами соблюдают утренние чтения. Едва ли найдётся христианин, который, честно и добросовестно применив на деле это правило в течение одного или двух месяцев, не убедиться, что это есть безусловно самое лучшее употребление времени и что оно не препятствует его обычной работе. Он найдёт, что утреннее чтение побуждает его бережливее и добросовестнее распоряжаться своим временем, наверстывать его и смотреть на вещи с более правильной точки зрения. Он начинает день внутренне уравновешенным, под руководством Божьего духа, и потому работает спокойно, уверенно, без лишнего напряжения и траты времени. Этим объясняется часто приводимая привычка Лютера – удваивать или утраивать время, посвящаемое им молитве, когда он в течение дня предвидел особые труды или испытания.
Чтобы иметь наибольшую пользу от утреннего чтения, необходимо соблюдать следующие условия. Прежде всего, прими непоколебимое решение соблюдать утреннее чтение. В этом отношении следует быть особенно осмотрительным и не допускать исключений, кроме, конечно, тех случаев, когда на это имеется прямое указание свыше. Не поддавайся сонливости, приступая к утреннему чтению и, если нужно, то прогуляйся перед этим. Представь Богу, в этом столь важным деле, не только твоё тело, но и твой ум «в жертву живую» (Рим. 12, ст. 1).
Определи заранее, как ты проведёшь посвященный Богу час. Иные начинают его краткою молитвою, затем изучают Библию, размышляют о прочитанном и кончают опять молитвою. Не нужно, конечно, быть излишне методичным. Остерегайся в этом деле рутины и формализма. Хорошо не задаваться слишком многим в течение этого часа. Удостоверься каждое утро, в самом начале молитвенного часа, как ты стоишь по отношению к Богу. Если в тебе кроется не исповеданный грех, дурное желание или дух, противный Христу, то всё это должно быть исправлено, иначе ты не в состоянии будешь воспринимать то, что Бог хочет дать тебе в этот день. Грех – страшная вещь. Он совершенно отделяет нас от Бога. Напрасно поэтому, ожидать действительной духовной помощи от изучения Библии и молитвы, пока мы не согласны расстаться со всяким осознанным грехом. Счастлив тот, который начинает и заканчивает каждый день в общении с Богом и который может сказать вместе с Давидом: «Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою» (Пс. 138, ст. 18).
Вспоминай каждое утро истинное назначение утреннего чтения. Для чего я соблюдаю его? Ради того ли только, чтобы дать себе право сказать, что я исполнил мой долг, или чтобы успокоить совесть ввиду принятого мною решения так поступать? Или для того, чтобы разрабатывать Библейские темы и духовные истины для пользы других? Необходимо постоянно иметь в виду, что истинное назначение этого часа должно заключаться в том, чтобы встретиться с Богом, услышать Его голос, получить от Него указание и силу, которые дадут мне в течение дня способность быть Ему угодным в мыслях, словах и поступках.
Выбери и определи заранее те места Писания, над которыми ты намерен размышлять в течении утреннего чтения. Вся подготовительная, в этом отношении, работа должна быть сделана заранее. Хорошо брать соответствующие места из наиболее назидательных и практических отделов Библии. Они должны быть кратки и, насколько возможно, закончены по смыслу; иногда же желательно изучать такие места, которые имеют отношение к какой-либо общей теме. Нетрудно, посвящая на это несколько часов времени, выработать себе достаточно тем на целый год.
Уделяй больше места молитве. Она нужна не только в начале и в конце чтения, но и в изучении Библии, размышление и исследование себя должны быть исполнены в молитвенном духе. Только этим мы избегнем формализма и сделаем утреннее бдение великою действительностью и силою в нашей жизни.
Помни, что часть утреннего чтения – час внутренней тишины. Хорошо остановиться иногда после молитвы или во время изучения Библии и прислушаться к тому, что Господу угодно сказать твоей душе. Слишком часто мы наполняем молитвенный час нашими собственными мыслями и молитвами, не оставляя совсем места для слушания. Наше внутреннее настроение выражается чаще словами: «слушай, Господи, ибо Твой раб говорит», чем словами: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой». (1 Цар. 3, ст. 10). Трудно повиноваться повелению: «остановитесь и познаете, что Я – Бог». (Пс. 45, ст. 11).
Когда мы устраним из своей души звуки мирской суеты, отгоним наваждение искусителя, перестанем прислушиваться к нашим думам о завтрашнем дне, заставим умолкнуть голос наших забот, вопросов и даже молитв, – тогда мы услышим тот тихий, нежный Божий голос, который хорошо известен истинным ученикам Христа. Его голос не похож тогда ни на речь сильного ветра, ни на грохот землетрясения, но он подобен «веянию тихого ветра» (3 Цар. 19, ст. 11-12). Недаром апостол Павел убеждает нас изучать слово Божие и всячески стараться соблюдать внутреннюю тишину. Он знал, что требуется усердие и решимость, чтобы постигнуть эту великую тайну.
Кто соблюдает утреннее чтение? Наши мысли останавливаются на некоторых лицах библейских времён: на Моисее, который видел Бога лицом-к-лицу, и которому в ранние часы утра Бог давал откровение закона; на пророка Исайя, сказавшим: «каждое утро Он пробуждает ухо моё, чтобы я слушал, подобно учащимся». На пророка Иеремия, для которого Божья милость «обновлялась каждое утро» (Плач Иер. 3, ст. 23), и на царе Давиде, который сказал: «рано предстану пред Тобою и буду ожидать» (Пс. 5, ст. 4) и который повторял: «я встану рано и буду славить Тебя» (Пс. 56, ст. 9). Он научился на опыте, что «благо есть… возвещать утром милость Твою» (Пс. 91, ст. 3).
Пример Иисуса Христа чрезвычайно поучителен. Мы читаем, что утром, встав весьма рано, Он «вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Марк 1, ст. 35). Предание говорит: что первые христиане имели обычай молиться рано утром. Уебб-Пепло пишет: «все великие святые имели привычку вставать рано», и он мог бы прибавить, что они вставали рано прежде всего для того, чтобы начать день в тихом общение с Богом. Вспоминаются такие люди, как Рутерфорд, Мак-Чейн и Андрей Бонар, Веслей и Уитфильд, Давид Брэнерд и Генри Мартин, Джорж Мюллер, Хедсон Тейлор и другие. Об Иосифе Аллейн, этом замечательном проповеднике 17 века, говорят, что он каждое утро проводил время от четырех до восьми в молитве и изучении Библии, и, если случалось, что соседний кузнец начинал свою работу раньше, чем он сам приступил к утреннему чтению, он восклицал: «Как пристыжает меня этот человек! Не достоин ли мой Господь лучшего служения, чем хозяин этого кузнеца»?
Во время моего недавнего путешествие вокруг света на меня произвело глубокое впечатление встретить так много молодых людей, мужчин и женщин, давший обещания соблюдать утреннее чтение. Все миссионеры в Индии, как мужчины, так и женщины, вышедшие из университетов С-Америки и Великобритании, добросовестно соблюдают утреннее чтение. На острове Цейлон я был поражен не только прекрасною роскошною растительностью, не только языческими святыми и храмами, сколько видом толпы тамильских студентов, молившихся рано утром под пальмами с открытыми Библиями в руках.
Я посетил учебное заведение в Леванте (в Сирии), где, согласно последнему отчёту, более двухсот мальчиков и юношей соблюдают утренние чтения. Другого училища, о котором можно было бы сказать, – даже христианских странах, – я не знаю! В состав всемирного студенческого христианского союза входят 11 христианских союзов разных стран, но из них Китайский христианский союз молодых людей – единственный, о котором в 1897 году можно было сказать, что все его действительные члены начинали каждый день изучением Библии и молитвою. Не в Америке и не в Англии или Скандинавии, а в Японии – при посещении мною там высшего учебного заведения, – молодые люди, члены местного христианского союза, разбудили меня более чем за час до восхода солнца и повели за город, через долину, на вершину знаменитого цветочного холма, где они имели обыкновение рано утром вместе читать Евангелие и молиться.
В действительности перед каждым из нас возникает вопрос: почему я не соблюдаю утреннего чтения? Я не знаю другой привычки в христианской жизни, которая приносила бы больше благословения, чем не пристанное соблюдение утреннего чтения. Неужели я перед судом разума и совести допущу, чтобы что-нибудь удержало меня от принятия такого благотворного решения? Могу ли я привести какое-либо извинение или достаточное основание, почему бы мне не посвятить, по крайней мере, первого получаса каждого дня для молитвы и изучению Библии? Что может удержать меня от этого? Неужели Бог не допустит? Конечно нет! Не скорее ли всего – моё собственное «я», которое так любит нежиться и так страшится трудной для плоти привычки.
Сатана нам сильно препятствует! Если он не может удержать нас от изучения Библии и от молитвы совсем, то он всегда постарается урезать наше время так, чтобы мы принимались за них как можно позже. Согласен ли я во чтобы то ни стало усвоить себе эту необходимую привычку? Чего это будет стоить? Придётся правильнее распределить время сна, то есть раньше вставать, может быть раньше ложиться и не терять столько времени даром; может быть, это удастся не сразу и придётся вести упорную борьбу, усиленно следить за собою и действительно бодрствовать в молитве. Согласен ли я такою ценою приобрести привычку, которая столь тесно связана с победою в жизни и плодотворном служении Богу? Ели да, то, когда же я, наконец, приму это решение?
Но могу ли я устоять, приняв такое решение? Бог дает силу; Он «производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2, ст. 13).
Д. Р. Мотт
Петроград, Б. Конюшенная ул. № 8, кв. 14.