Издание СПБ Христианского студенческого кружка
Д. Р. Мотт
СИЛА ХРИСТА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА
Наш век – по преимуществу век централизации сил. Вооружение народов достигло размеров небывалых в прежние времена. Тоже самое мы видим в развитии различных организаций в области промышленности и торговли, а также в проявлении разнородных движений идейного характера – социальных, политических и религиозных. Рост богатства и могущество капитала далеко превосходит то, что бывало в прежнее время. В подчинении себе силы природы в настоящее время мы достигли результатов, которые показались бы нашим дедам и отцам совершенно невозможными. Все в мире подвержено изменениям. Но Иисус Христос не меняется, Он был, есть и будет навсегда источником всякой сверхчеловеческой силы. Один Он может сообщить нам действительную силу, в которой мы нуждаемся в нашей жизни.
Красивая наружность, развитый ум, привлекательность, сила характера, высокое положение, большие денежные средства, – все это, и еще многое другое, содействует усилению влияния человека и тем не менее без Христа всякий из нас – только слабый человек. Сила Христа может так ярко проявить себя в жизни человеческой, что каждому студенту надлежало сочетать свою жизнь с этим великим источником силы и энергии. Христос может победить в нас силу искушений. Нет человека, который бы не подвергался соблазну. Конечно, не все поддаются ему. Но несомненно, что жизнь всякого человека полна искушений. Она есть великое поле битвы, никогда не прекращающейся. Впрочем, сетовать на это нечего, так как в этой борьбе с искушением закаляется характер человека.
Встанут нравственно выше других те из наших товарищей, которые познают, что искушения допускаются свыше, чтобы бороться с ними и побеждать их, и которые в этой борьбе разовьют в себе силу характера.
Искушение – само по себе еще не беда, но беда подчиняться соблазну – тогда мы согрешаем, а грех всегда портит и губит нашу нравственную сторону. Пусть каждый твердо помнит, что, не одерживая верха над нашими искушениями, мы неизбежно будем подчиняться им и попадем к ним в рабство. В чем же тайна постоянной победы над искушением? Иные скажут: в упражнении воли. Однако опыт показывает, что одной нашей воли недостаточно, чтобы всегда и во всем устоять против различных видов искушений, постигающих человека. Кто, напр., решится сказать, что он одною силою своей воли очистил свою душу? Некоторые советуют удалиться от мира, чтобы лучше побеждать искушение; но в наше время способ этот трудно применим; да к тому же, по свидетельству многих, испытавших это средство, в одиночестве внутренняя борьба с искушениями еще более усиливается.
Другие думают, что усвоение правильного вероучения может дать победу над искушениями. Но вероятно каждый из нас встречал людей вполне ортодоксальных по катехизису, которых искушения одолевают. Как бы ни были ценны правильные вероучения, они действительной силы человеку не дают. Иные, утверждают, что лучшее средство для победы, над искушениями – строгое соблюдении религиозных обрядов. Но и тут мы видим, что некоторые ревностные исполнители религиозных форм и обрядов все же остаются рабами своих грехов. Силу искушения может побороть только достаточная встречная сила добра. Эту силу мы находим в Христе. Это не догматическое утверждение, но положительный факт, подтверждаемый опытом людей, оказавшихся победителями.
Однажды, после речи, прочитанной мною в одном из Европейских университетов, я пригласил студентов, не верующих в Божество Христа, но желающих познать Его, как живого Господа, побеседовать со мною для основательного обсуждения этого вопроса. В условленном месте собралось свыше пятидесяти студентов. По окончании нашей оживленной и интересной беседы, один из молодых людей высказал громко в опровержение моего заявления – будто Один Христос может дать силу для преодоления искушения, что он достиг этого без помощи Христа. Я ответил ему, что подобное заявление выслушиваю впервые и что советую ему объехать университеты вместе со мной, чтобы нам можно было предлагать студентам два способа одержания победы над искушением: я укажу им на Христа – всесильного Спасителя, он же разъяснит им, как он без Христа противоборствует искушению. На этом мы разошлись. В это же вечер поздно, ко мне пришел вновь тот самый студент, и, как только мы остались одни, рыдая признался, что он вовсе не одерживает победы над своими искушениями, и своим заявлением хотел только обмануть своих товарищей и меня.
Христос – единое имя под небом, данное, человекам которым надлежит нам спастись (Д. Ап. 4:12). Быть может, эти слова звучат слишком резко и догматично, но взглянем на них как подобает людям науки, серьезно относящимся к фактам, подтверждаемым опытом. Эта истина может внести новую надежду в жизнь каждого обескураженного борца с искушениями. В минуты самых сильных, жгучих, и неотвязчивых искушений пусть он скажет себе: «Христос и это может победить» и вспомнит, что об этом свидетельствует опыт множества людей искушенных и побеждающих свои искушения этим путем. Не скажу, чтобы ему не приходилось еще часто и усиленно бороться, бодрствовать и молиться, но утверждаю, что вместо частых падений, он будет постоянно одерживать верх над грехом.
Иисус Христос может разбить оковы порочных привычек. Мы иногда встречаем товарищей, которые так долго, сознательно или бессознательно, поддавались своим искушениям, что они под конец оказались скованными привычкою к ним. Началось ли это в них, в ранней их молодости, или позже, при посредстве-ли порочных действий, или развращенного воображения, все равно, – наконец настает день, когда глаза человека открываются, и он видит себя невольником. Он сам не делает доброго, которого он хочет – и совершает злое, которого он не желает, а где человек не может делать того, что он желает, там уже проявляется рабство. Но нет хуже того рабства, чем то, когда воля человека до того опутана грехом, что даже не в состоянии давать решительного отпора похотям своей плоти и дьяволу.
Однажды вечером ко мне обратился студент-юрист с просьбой указать средства для избавления от мучившей его греховной привычки. «Когда поддались вы ей первый раз?» спросил я. – «Три года тому назад». – «И, сколько раз повторялась она в первый год?» – «Только раз» – «А в следующий?» – «Три раза» – «А в последнем году?» – «Почти каждую неделю». Так возрастает сила привычки. Постепенно, все крепче и быстрее она окутывает человека и делает его своим рабом. – Здесь не помогут одни хорошие назидания и советы. Много есть прекрасных проповедей наставлений и советов. Но не того в этом случае жаждет слабый человек. Он знает много прекрасных людей, которым он хотел бы подражать. Не новые высокие идеалы ему нужны, у него самого есть идеалы, и они только мучают его. Для него самый жгучий вопрос в том, где и как найти силу, чтобы жить согласно принципам, примерам и идеалам, которые он уже имеет пред собою.
Сравним то, что Христос дает каждому из нас с тем, что предлагают людям другие религии. Положим, что человек утопает. Что говорит ему Конфуций? Он скажет ему: «да будет этот опыт тебе наукой». Какую надежду ему подаст Будда? – «Борись». Что обещает утопающему религия индусов? – «Надейся, что в будущем воплощении ты будешь счастливее». Что говорит Магомет? – «Погибнешь ли, или спасешься – на то воля Божия». Что сказал бы Христос? – «Возьми Мою руку». Какое глубокое различие между тем, что говорит Христос и тем, что предлагается другими религиями и ложными спасителями. Те не спасают человека от погибели, Христос же возводит его на крепкую скалу. Он всякого, даже совершенно погрязшего в грехах может спасти. Он сам возвестил, что пришел проповедовать, пленным освобождение. Пребывающий со Спасителем, при посредстве молитвы, изучения Св. Писания и проведения в жизнь Его заветов, находящихся в постоянном общении с его верными учениками, и отдающий себя на служение ближним, испытает истинное освобождение от своих пороков, будет неизменно одерживать над собою новые победы и познает на опыте глубокое, чудное значение слов Христа: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».
Иисус Христос может избавить от мучений, причиняемых угрызениями совести. Кто из нас не согрешал, поддаваясь внешнему или внутреннему искушению? Быть может, человек воздерживался от явных, грубых грехов, но пусть он честно заглянет в свою внутреннюю сокровенную жизнь. Не откроет ли он в себе гордости, гнева, жестокости, себялюбия и различных нечистых помыслов и побуждений? Иной скажет, что все это мелочи, но мелких грехов нет! Малейший грех есть уже нравственное падение, уклонение от правды, и к этому добросовестный человек не должен относиться равнодушно. Если такой честный, беспристрастный взгляд на нашу внутреннюю жизнь (по которой Бог судит о нас), не будет еще отличать нас, то взглянем на примеры и на заповеди Иисуса Христа, и тогда сознание нашей виновности и раскаяния за наши упущения усилятся. Угрызение совести и чувство раскаяния за наши грехи и упущения – есть нечто реальное. Тот, кто судит об этом вопросе только с теоретической, или с философской точки зрения, не компетентен в этом вопросе. Пусть дает свое свидетельство тот, кто согрешил.
Множество студентов, которых я встречал во всех странах христианских и языческих, говорили мне, как они страдали от жгучих угрызений совести за совершенные ими грехи и как они ищут помощи. Профессор Г. Друммонд, описывая постепенное падение юноши, оставившего свою семью, чтобы жить в большом городе или университете, говорит, что в первое время в ушах молодого человека еще звучали голоса родителей и увещание: «Храни себя чистым, незапятнанным, берегись греха» …, но наступил день или ночь, когда первое пятно легло на его душу. За этим первым пятном вскоре следуют другие, но темнее, мрачнее всех выделяется пятно, наложенное первым согрешением. Никто не может удалить эти пятна, заглушить укоры совести и снять с души бремя греха. Всюду люди тщетно добиваются этого. В магометанских странах, например, я видел, что с этой целью совершаются разные омовения и коленопреклонения. В Индии и др. местностях предпринимаются дальние паломничества, подвергают себя всевозможным истязаниям, чтобы только избавиться от угрызений совести. В буддийских странах для того же прибегают к бесконечным молениям.
Во всех странах, и христианских, и нехристианских, люди тщетно стараются собственными силами освободиться от грехов. Повсюду замечается одно и тоже искание, та же борьба и те же терзания совести. Везде как бы повторяется безнадежное известное восклицание Леди Макбет: «исчезни проклятое пятно!». Всматриваясь ближе и глубже во все это, мы убеждаемся, что этим путем никто не избавляется от своих грехов. Один Иисус Христос имеет на земле власть прощать грехи и снимать с совести и сердца человека бремя его греховности. Принесенною Им на кресте жертвою достигается очищение людей. «Отделить от человека прошлую жизнь его, это», – заметил кто-то «есть величайшее чудо, совершаемое Христом». Не подлежит сомнению, когда человек познает и примет прощение грехов, даруемое Христом, он почувствует облегчение от давящих его угрызений совести. Мрачное настроение исчезает, и вместо отчаяния и уныния в душе водворяются мир и надежда.
Я знал студента совершившего недалеко в 4-5 милях от своего дома – тяжкий проступок. После того он поступил в университет, стоявший по железной дороге на расстоянии 25миль от дома. На пути этом находилось то место, где совершен был грех. Была еще другая, но более далекая и трудная дорога в университетский город, требовавшая вчетверо более времени и издержек. Студент же избрал именно этот путь, чтобы только избежать нестерпимых терзаний совести, которые он испытывал при одном виде этого места, где он провинился. Настал день, когда он познал Иисуса Христа, как своего Спасителя и Избавителя, и с того времени жизнь его преобразилась, и он мог с умиротворенным сердцем ездить кратчайшей дорогой, которую он избегал прежде. Бог дал ему также мужество и возможность исправить и загладить свой проступок. Если кто-либо из читающих эти строки вспомнит за собою какой-нибудь забытый, не исповеданный грех, пусть он прибегнет к единому и всесильному средству для своего нравственного исцеления и избавления. Да обратиться он сознательно и решительно к Господу Иисусу, как своему Спасителю от этого и от всякого греха.
Один Иисус Христос может выводить человека из лабиринта его сомнений. Приступим же к Нему со всеми нашими недоумениями и не разрешимыми для нас вопросами. Иногда слышишь возражение: «Если бы я только мог избавиться от сомнений, тогда я бы пришел ко Христу». Но это значит оставаться в заколдованном круге. Если вы будете ждать, исчезновения всех ваших сомнений, чтобы тогда только прийти ко Христу, вы никогда не придете к Нему и вместе с тем упустите из вида, что Он приходил на землю не только для того, чтобы освободить людей от власти греха и худых привычек и победить силу искушения, но и для того, чтобы разрешить сомнения, возникающие в человеке по важнейшим духовным вопросам. Верно заметил Филипп Брукс, что Христос хочет не только милостью Своею приобрести любовь человека и властью Своею направить волю его, но желает также истиною Своею убедить разум его.
В одном из Скандинавских университетов я встретил профессора, с детства воспитанного в строгих религиозных принципах. Поступив в германский университет, он вскоре отказался от своих прежних убеждений и погрузился в неверие. Всеми мерами он старался стать на твердую почву, но безуспешно. «Наконец», сказал он мне, «я решил опять искать у Христа». «Я стал добиваться, не найду ли я в Его учении и в примере Его жизни ответа на мучившие меня религиозные вопросы? Этим путем я действительно нашел удовлетворивший меня выход из моих сомнений», прибавил он. В течении всех тех лет, которые я проводил среди студентов, во многих университетах и др. высших учебных заведениях, я замечал, как общее правило, что только тогда студенты получают действительное облегчение и находят выход из лабиринта неверия, когда со всеми своими сомнениями они непосредственно прибегают ко Христу.
Я убедительно просил бы поэтому всякого сомневающегося студента, будь то на почве науки или жизни, – снова приняться изучать личность Христа и повиноваться Ему, – каковы бы ни были в данную минуту, его взгляды о Нем – и не ослабевать в таком искании, чтобы найти выход из своих сомнений. Говорю это потому, что этим путем люди скорее всего выходили из тьмы к свету. Опыт весьма многих прямо подтверждает истину, заявленную Христом, что Он есть «истина» и «жизнь». Вспомним знаменательные слова Его: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Заметьте, во-первых, проверенное опытом, что, следуя за Христом, а не за кем-либо иным, достигается обещанный здесь результат; и во-вторых, что тому, кто «последует» за Христом, будет постепенно открываться все более и более света… Не тот достигнет цели, кто предрешает этот вопрос, стоя на месте, не тот, кто заранее отвергает все то, что превышает его собственное разумение, но тот, кто искренно, неуклонно и решительно будет стараться следовать примеру и заповедям Христа.
Один Христос может дать студенту силу сделаться полезнейшим членом в жизни человеческого общества. Все великие, благие реформы в мире, за последние два тысячелетия, истекают прямо или косвенно от Христа. «Краткое трехлетнее служение Его» – говорит Лекэ – «более сделало для возрождения человечества и смягчения его нравов, чем все разглагольствования философов и проповеди моралистов до Него». Самые великие культурные народы признают первенствующее значение Христа и Его чтут наиболее там, где больше свободы и истинного просвещения. Христос показал Свою возрождающую силу над самыми низко падшими душами и народами. ОН может возродить, облагородить, просветить духом истины погрязших в невежестве и грехах, а также улучшить и возвысить жизнь лучших добродетельных людей. Все возвышенное, к чему только стремится студент в своих идеалах, находится и получается во Христе. Он внушает человеку благоговейное отношение к своему телу, как храму Бога живого. Высотою Своих мыслей и творческою силою Своего учения, Христос оживляет и питает ум. Он действует на человека очищающим и возвышающим образом. Он наполняет сердце его состраданием к ближним, и возбуждает в нас высокие чувства патриотизма, жаждущего прежде всего распространения и утверждения в своей Родине идеи справедливости и правды.
В наивысшей области, в области нравственности и религии Христос стоит превыше всего и превращает мир в чудное место, где обитает Господь. Посылая нас служить людям, Он внушает нам чувства истинного самоотречения и бескорыстной любви, к ближнему. В общении с Ним мы приобретаем наиболее богатый и глубокий жизненный опыт. Он поднимает нас над жалким уровнем низменных стремлений и спасает нас односторонности и эгоизма, открывая перед нами Бога таким, каков Он есть и чем человек может быть. Он указывает нам высший идеал человеческой жизни, давая нам Собою самый совершеннейший пример. Он один может исправить недостатки нашей жизни. Действительно, Он есть и путь, и истина, и жизнь. Лучше упустить в жизни все другое, лишь бы не лишиться всех бесценных благ, которые может дать нам Христос. Иисус Христос может побудить человека на подвиги и самоотверженное служение людям. Он не довольствуется возрождением только отдельных личностей, но желает преобразить и все общество. Заветы касаются всего человечества, всего строя жизни человеческой. Настанет время, когда дух и принципы Его возьмут верх над всеми и когда на всей обитаемой земле водворится царствие Его.
Когда Христос пришел к людям, религия их состояла в одном соблюдении обрядов. Он призвал их к служению ближним и Сам подал им в этом пример. Можно описать Его жизнь такими словами: «Он ходил с места на место, делая добро». Проф. Джемс высказал мнение, что «в общественной жизни желательно найти какой-нибудь нравственный стимул, который так воодушевлял бы людей, и возбуждал бы, в них героизм, как война воодушевляет солдат; но, чтобы в противоположность войне, стимул этот, не нарушал бы требований нравственной природы человека». Иисус Христос, всецело удовлетворяет этому требованию. Он, как никто другой пробуждает в человеке истинный героизм и жажду бескорыстного самоотверженного служения ближним. Он может наполнить душу такой любовью, которая своим свойством далеко превосходит наиболее горячую любовь патриота к своей Родине. Он дает людям силу преодолевать сопротивления, переносить страдания и жертвовать собой.
Не Христос ли подготовил малую горсть учеников и двинул их для покорения христианству Римской империи? Не Христос ли через Кларксона пробудил совет целого народа, внушить уничтожить рабство? Не Христос ли вдохновил Говарда произвести во многих странах, без посторонней помощи, тюремные реформы, облегчившие участь заключенных. Других тружеников Он посылал в трущобы и притоны греха, чтобы спасать погибающих. На ближний и дальний Восток Он направил людей, основавших там христианские учебные заведения, чтобы подготовить христиан-наставников для многочисленных народов Азии. Он выдвинул Своих избранников из среды наших университетских товарищей и послал их благовествовать Евангелие мира на берега африканских озер, вдоль реки Китая, и на широкие равнины Индии. Он воодушевил студентов востока и запада, севера и юга соединится для великого дела Евангелизации всего мира… а потому советую каждому, кто желает принести человечеству наибольшую пользу и оставить по себе глубочайший след добра, – обратиться к этому великому источнику божественной силы и энергии.
Христос – воистину Сила в жизни студента. В нем обитает полнота силы и мощь Его не иссякает; она неистощима, и доступна всякому. Каждый студент нуждается в силе и мощи Христа, и если Он верен своим обетованиям, то не обратиться ли нам к Нему? Имея столько доказательств Его верности и силы, можем ли мы не доверять Ему? Не лучше ли всего дать Ему возможность проявить свою силу в нашей жизни? Справедливо ли уклоняться от этого? Будем остерегаться того, что епископ Весткотт называет «лицемерием скептицизма». Есть две формы лицемерия, одинаково предосудительные. Есть лицемерие христиан, которые хотят казаться выше и лучше, чем они есть, но есть и лицемерие тех людей, которые, не желая быть христианами, не хотят честно и решительно проверить на опыте те условия, поставленные Христом, без выполнения которых невозможно познать Его и испытать Его силу. Студент, который не предал всецело жизнь свою во власть Христа и не принял Его Спасителем и Господом своим, стоит на перекрестке дорог, на распутье. Он знает, что от него зависит, какой путь выбрать. Он может сказать себе: пойду моим прежним путем, хотя удовлетворения он мне не дал, и я без высшей силы, которая помогла бы мне жить, часто падал и изменял своим идеалам. Или же он скажет: решаюсь теперь идти за Христом, избираю тот путь, который выводит из мрака и который, по свидетельству самого Христа и всех искренних последователей Его, ведет от света к свету, от силы к силе и к полному удовлетворению.
1910 год С-Петербург, Мойка 30, кв 3 А. М. Лузенберг