В 1858 году в 2-х университетах С. Америки, в Мичиганском и Виргиниевском, впервые образовались христианские студенческие кружки. В течении следующих 20 лет число кружков возросло до 20-ти; но они связи друг с другом не имели и сильно расходились, как в методах работы, так и в целях своих.

6 июня 1877 года двадцать пять студентов, – представители 21 высшего учебного заведения, – положили на общей конференции основание Американского христианского студенческого союза (American Intercollegiate Young Men’s Christian Association).

В настоящее время этот союз обнимает 749 мужских и 546 женских, всего 1295 местных союзов с 106599 членами, – что составляет более половины все студентов С. Америки и Канады.

В Англии христианские студенческие кружки, основанные в Кембриджском и Оксфордском университетах в 1878 и 1879 годах, получили дальнейшее развитие в середине 80-тых годов, в значительной степени стараниями блестящего профессора естественных наук Генри Друммонда, объезжавшего университеты Англии и производившего глубокое впечатление на студентов своим пламенным убедительным словом и наглядным сочетанием в своей личности выдающегося ученого и верующего христианина.

В 1893 году основался Британский христианский студенческий союз, обнимающий теперь, под названием «Student Christian Movement of Great Britain and Ireland», 41 богословских, 56 светских – мужских и 74 женских местных союзов, с числом членов 5305 чел. ( не считая богословов). Учрежденный в Германии в 1895 г. на конференции в «Niesky» в Силезии, «Deutsche Christliche Studenten — Vereinigung», имеет библейские кружки в 26 высших учебных заведениях с общим числом около 450 членов.

В 1895 году устроены христианские студенческие союзы в Дании, Норвегии и Швеции, а затем и в Финляндии, в 1897 году – среди студенток и в1899 году – среди студентов. В 1896 году основан христианский студенческий союз для Южной Африки. Этому примеру последовали: Голландия (1900 г.), Франция и Швейцария, и в настоящее время положено основание таким же союзам и в Венгрии, Италии и России.

С Запада христианское движение среди студентов распространилось на Восток. Осенью 1895 года и зимою 1896 года секретарь Американского союза, Г-н Джон Мотт (John Mott), посетил высшие учебные заведения Австралии, Индии, Японии и Китая. Оказалось, что студенты последних 3-х стран, малодоступные влиянию миссионеров, отнеслись с живым интересом к живому слову своего же собрата-студента, и это выразилось в учреждении союза в каждой из этих стран.

В настоящее время Японский христианский студенческий союз (студентов и гимназистов) обнимает собою 76 местных союзов с 2558 членами; в Индии – 72 союза с 3496 членами (в том числе 1284 женщины); Китайский союз, объединяющий собою союзы Кореи, Гонг-Конга и Китая, – 59 местных союзов с 2505 членами; Австралийский с Новой Зеландией – 47 союзов с 2296 членами, – что составляет ¼ часть студентов этой страны.

Очевидная польза хорошо организованной христианской деятельности среди студентов разных стран, и как последствие, сближение отдельных стран между собою, привело к учреждению, в Августе 1895 года, в древнем Шведском замке Вадстена, на берегу озера Веттерн, Всемирного Христианского Студенческого Союза (World’s Student Christian Federation), объединившего союзы С. Америки, Англии, Германии, Скандинавских государств и союз миссионерских высших учебных заведений Леванта (Сирии, Турции и Египта) на федеративных началах; всего 599 национальных союзов с 33 275 членами.

Цель всемирного союза была определена следующим образом:

1) Объединить христианские студенческие союзы всего мира и облегчить сношения между ними;

2) Собрать сведения о религиозном состоянии студентов всех стран; и

3) Содействовать тому, чтобы студенты делались истинными учениками Иисуса Христа, признавая Его своим Богом и единственным своим Спасителем; чтобы они возрастали и развивались в своей духовной жизни, и чтобы они сотрудничали в распространении Царствия Христа по всему миру.

Условием для вступления союза какой-либо страны в состав всемирного союза требуется:

1) Чтобы союз был организован для всей страны, т. е. каждая страна может быть представлена во всемирном союзе только одним союзом, а не двумя или более; и

2) Чтобы союз страны установил краеугольным принципом своего устава и учения признание Божественности Иисуса Христа на основании Евангелия; такое требование не значит, чтобы только верующие студенты могли участвовать в чтениях и беседах союза,

но чтобы его устав и все руководители безусловно стояли на этой почве.

Главное руководство всемирным союзом сосредоточено в руках Генерального Комитета, в состав которого входят по два делегата от каждой страны, собирающиеся в два года раз на созываемой для этой цели конференции. Текущие дела ведаются правлением, исполнительным органом которого является Генеральный Секретарь в Нью-Иорке.

Состав правления, в настоящее время следующий:

 Председатель – Dr. Karl Fries (швед),

 Вице — председатель – Yoitsu Honda (японец),

 Казначей – Walter Seton (англичанин),

 Генеральный Секретарь – John R. Mott (американец).

Для сношений с странами, не вошедшими еще в состав Всемирного союза, комитет избирает членов корреспондентов. Особый отдел при Генеральном Комитете ведает дела женских студенческих союзов; при нем состоит генеральный Секретарь – Miss Ruth Rouse (англичанка).

Вступая в состав всемирного союза, союз отдельной страны не отказывается от своей национальной или церковной самобытности, и Генеральный Комитет не вмешивается во внутренние дела союзов, но является связующим между ними звеном, заботясь об общем направлении дела и о сохранении «единства Духа в союзе мира». Таким образом Всемирный союз является и международным и между церковным, не конфессиональным христианским союзом на федеративных началах.

В состав всемирного союза в настоящее время (января 1908 года) входят следующие 11 союзов:

1) С. Американский и Канадский,

2) Английский

3) Австралийский

4) Индийский и Цейлонский

5) Общий союз Китая, Кореи и Гонг-Конга

6) Общий союз Франции, Бельгии, Швейцарии и Голландии

7) Германский

8) Японский

9) Скандинавский

10) Южной Африки

11) Союз стран, не имеющих еще национальных союзов (Греция, Болгария, Турция, Сирия, Палестина, Египет, Персия, Португалия, Зап. Африка и Южная Америка).

Всего вошли в состав Всемирного союза до 2 000 местных союзов и 132 000 членов (студентов и профессоров).

В тесной связи с Всемирным христианским студенческим союзом находятся:

1) Союз студентов миссионеров – добровольцев (Student Volunteer Missionary Union), основанный в 1886 году и давший уже для языческих стран более 4000 миссионеров из студенческой среды, и

2) организованная христианская деятельность среди воспитанников средних учебных заведений, мужских и женских. Эта деятельность ведется в значительной степени самими студентами.

Деятельность национального христианского студенческого союза какой-либо страны имеет целью:

1) отыскать, сблизить между собою и развить, в духовном отношении, местных верующих студентов, неуклонно оставаясь на обще-евангельской, не конфессиональной почве,

2) содействовать распространению живой, сознательной христианской веры в неверующей студенческой среде.

Средствами для достижения намеченных целей являются, прежде всего, приучение студентов к ежедневному, осмысленному чтению Св. Писания и устройство студенческих библейских кружков, в которых студенты собираются еженедельно для назидательного совместного чтения Евангелия и для общей молитвы. Для облегчения осмысленного чтения Евангелия, в некоторый странах выработаны превосходные практические пособия. Большое значение для развития дела имеют также: распространение христианской литературы, устройство публичных чтений и бесед, приглашение подходящих опытных проповедников или лекторов, издание периодических журналов и целесообразных брошюр, организация летних загородных конференций и т. д. Главным же и самым действительным средством для развития дела Божия среди студентов везде признается активная христианская миссионерская деятельность верующих членов союза среди товарищей.  

Во главе национального союза страны обыкновенно стоит комитет из верующих лиц и при нем один или несколько секретарей, объезжающих университеты в целях союза.

В университетском городе или в отдельном закрытом высшем учебном заведении учреждаются местные союзы с местным секретарем из студенческой среды.

Непосредственное участие духовенства и профессоров в этом движении сравнительно не велико.  Студенты везде предпочитают вести свое дело самостоятельно, приглашая на свои конференции и беседы таких лиц светских или духовных, к которым они сами питают доверие.

Некоторые союзы обладают недвижимым имуществом, – прекрасными собственными домами с залами, библиотеками, общежитиями и т. д.

Понятно, что руководство подобным движением, чтобы оно не утратило своего духовного содержания, должно быть сосредоточено в руках лиц, не только номинально верующих, но действительно, от души, лично, уверовавших во Христа сознательною живою верою, и исповедующих эту веру своею жизнью.

В виду этого, во всех почти странах, где имеется христианский студенческий союз (кроме некоторых государств на материке Европы), проводится различие между «действительными членами», – которые одни только могут быть руководителями союза и одни имеют право решающего голоса в делах союза, – и членами-сотрудниками или гостями, которыми могут быть все студенты, желающие участвовать в деятельности союза. Критерием для избрания в действительные члены служит подписание так наз. «Базиса» союза, который является не «символом веры» союза, а «пробным камнем» или проверкой, личной веры человека во Иисуса Христа, по формуле, установленной для всего союза страны.

Этим способом человек сам решает, на основании такого критерия, подходит-ли он под требование союза или нет, и исключается произвол при выборах.

«Принятием личного базиса, признающего Божественность Иисуса Христа, мы вернее всего обеспечим за нашим союзом глубокое и пребывающее влияние в Духе Иисуса Христа», – сказал в 1901 году генеральный секретарь Джон Мотт.

В Америке и в Японии базисом считается вступление студента в состав прихода какой-нибудь христианской церкви, так как там, в виду полного отделения церкви от Государства, требуется подобное исповедание личной веры от каждого поступающего в состав прихода, и никто без этого не считается членом церкви. В Англии базисом принята следующая формула: «желаю сим исповедать мою веру в Иисуса Христа как Спасителя моего, Господа моего и Бога моего». По уставу Финляндского христианского студенческого союза, членом считается тот, кто «принял Иисуса Христа личным Спасителем своим». Подписание устава считается принятием базиса.

Выводы

Нельзя, при виде достигнутых результатов, отрицать, что христианское студенческое движение, в лице Всемирного Союза, доказало возможность успешной христианской деятельности среди студентов всех частей света и самых разнообразных христианских вероисповеданий и что оно выработало испытанные практические приемы работы, которые оправдались на деле. Нельзя не признать и великого благотворного значения этого движения для целых народов, и для университетов, в частности.

 Если в Америке ½ всего студенчества примкнуло к христианскому студенческому союзу, то это много говорит за будущее страны. Во многих высших учебных заведениях прямое и косвенное влияние христианского студенческого союза сказалось в поднятии всего духовно-нравственного уровня учреждения, как об этом свидетельствуют ректоры некоторых Северо-Американских университетов; в иных центрах все отношение студентов к христианству изменилось к лучшему. Объединяя и сплачивая между собою самые нравственные элементы в студенческой среде, союз значительно усиливает их влияние.

Значение христианского студенческого движения велико и для будущности развивающегося повсеместно женского высшего образования. Факт, что уже более 50 000 студенток участвуют во всемирном христианском союзе, служит доказательством их отзывчивости и отрадным залогом будущего. Тоже нужно сказать и о влиянии этого союза на средне-учебные заведения и развитие христианского духа среди гимназистов.

Значение движения велико и для Церкви. В течении 25 лет, из среды студенческого союза, в Америке, 6 000 человек посвятили себя, по внутреннему убеждению, и призванию, духовному званию. Для миссионерской работы среди язычников, союз в течении 20 лет, поставил из своей среды более 4 000 развитых тружеников.

Немаловажно значение всемирного союза и в смысле международном. Он фактически сближает между собою интеллигенцию самых различных стран лучше всяких дипломатических трактатов, устраняет предрассудки, облегчает сношения и обмен добрых услуг, расширяет симпатии, нисколько не затрагивая самобытности культурного развития отдельных наций. Факт, что 132 000 студентов из 40 различных народов участвуют в союзе, сам говорит за себя.

В особенности ценно благотворное влияние христианского студенческого движения на отдельных лиц в студенческой среде. Христианский союз поддерживает их в нравственной борьбе в самый критический период их жизни, знакомит их основательно с Св. Писанием и приучает к самостоятельной христианской деятельности, вырабатывая таким образом из них тип мужественного, предприимчивого, интеллигентного христианина, будущего христианского деятеля в обществе.

Кроме того, сближая между собою верующих студентов различных вероисповедных оттенков на общехристианской почве, союз содействует лучшему ознакомлению их друг с другом, расширению их кругозора и устранению вероисповедных перегородок (что особенно важно среди богословов), – воочию доказывая всем духовное единство верующих во Христа. Наконец, всемирное христианское студенческое движение является могущественною апологией христианства, доказывая всему миру, что оно не утратило своей силы среди самого культурного класса современного общества и что десятки тысяч студентов и профессоров, по всему лицу земли, и в наше время веруют во Иисуса Христа, как своего Бога и Спасителя.

Политика конфиденциальности Правила использования «cookie»