Юлия Денисовна Засецкая, урождённая Давыдова (1835—1882 г., Париж) — русская благотворительница и переводчица религиозной литературы из рода Давыдовых. Дочь героя войны 1812 г. Дениса Давыдова и его жены Софьи Николаевны, урождённой Чирковой. Благодаря влиянию лорда Редстока Юлия Денисовна Засецкая пережила духовное возрождение и занялась активной миссионерской и филантропической деятельностью.

В 1873 г. Ю.Д. Засецкая открывает первый в Петербурге ночлежный дом (по 2-й роте Измайловского полка — сейчас 2-ая Красноармейская улица) и через секретаря редакции журнала «Гражданин» приглашает Фёдора Михайловича Достоевского осмотреть устроенное ею убежище для бездомных.

С этого момента начинается знакомство и дружеское общение известного писателя и Ю.Д. Засецкой. По приглашению Засецкой Фёдор Михайлович несколько раз присутствовал при духовных беседах лорда Редстока и других выдающихся проповедников. Фёдор Михайлович очень ценил ум и необычайную доброту Засецкой, часто ее навещал и вел переписку.

Вот как отзывалась о Засецкой жена Фёдора Михайловича Анна Григорьевна Достоевская: «Она тоже бывала у нас, и я с нею сошлась, как с очень доброю и милою женщиною, выразившею ко мне при кончине моего мужа много участия в моём горе <…>. Любил Фёдор Михайлович бывать у Юлии Денисовны Засецкой <…> и постоянно вёл с нею горячие, хотя и дружеские, споры по поводу её религиозных убеждений».

Помимо Ф.М. Достоевского, Юлия Засецкая была также собеседницей и корреспонденткой Николая Лескова.

Писатели отдавали должное уму и личным качествам женщины, тем не менее порой достаточно активно с ней полемизировали.

Вот как описывает Лесков Юлию Денисовну и их горячие споры с Фёдором Михайловичем: «Достоевский говорил, что он именно «уважает» в этой даме «её мужество и её искренность», но самый факт уклонения от православия в чужую веру его огорчал. Он говорил то, что говорят и многие другие, то есть что православие есть вера самая истинная и самая лучшая и что, не исповедуя православия, «нельзя быть русским». Засецкая, разумеется, держалась совсем других мнений и по характеру своему, поразительно напоминавшему горячий характер отца её, «пылкого Дениса», была как нельзя более русская. В ней были и русские привычки, и русский нрав, и притом в ней жило такое живое сострадание к бедствиям чернорабочего народа, что она готова была помочь каждому и много помогала. Она первая с значительным пожертвованием основала в Петербурге первый удобный ночлежный приют и сама им занималась, перенося бездну неприятностей. Вообще, она была очень доступна всем добрым чувствам и отзывалась живым содействием на всякое человеческое горе. Притом всё, что она делала для других, — это делалось ею не по-купечески, а очень деликатно. Словом, она была очень добрая и хорошо воспитанная женщина и даже набожная христианка, но только не православная. И переход из православия в протестантизм она сделала, как Достоевский правильно понимал, потому что была искренна и не могла сносить в себе никакой фальши.».

Ю.Д. Засецкая принимала активное участие в деятельности открытого в 1876 г. по инициативе В.А. Пашкова «Общества поощрения духовно-нравственного чтения». В частности, ей мы обязаны переводом на русский язык трудов Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» (издан под псевдонимом Ю.Д.З.) и «Духовная война», а также роман Льюиса Уоллеса «Бен-Гур».

В середине 1880 г. Засецкая уехала из России в Париж, где и была похоронена в 1882 г.

Ссылки по теме:
Дети Д.Давыдова, Вадим и Юлия

Юлия Засецкая − русская протестантка

Больше на Русское богоискательство

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading

Политика конфиденциальности Правила использования «cookie»